АНТИФРИЗЫ
Большинство автовладельцев «имели счастье» хоть раз да наблюдать, как стрелочка-указатель температуры на приборной панели покидает привычное место в середине шкалы и стремится занять свое место в крайне опасной красной зоне. Перегрев двигателя, закипание охлаждающей жидкости... и машина прочно занимает место на обочине. Или того хуже - встает в левом ряду, создавая дополнительное препятствие в и без того затрудненном движении мегаполиса.
Случаен ли такой исход, или мы сами спланировали его неправильным или несвоевременным обслуживанием автомобиля? Мысленно «отмотаем пленку» на полгода назад и попробуем разобраться. Основные детали современного двигателя - кривошипно-шатунный механизм, поршни, цилиндры - изготовлены из разнородных материалов и при нагреве расширяются по-разному. Поэтому все тепловые зазоры двигателя рассчитаны на работу в узком интервале температур. Система охлаждения поддерживает эту рабочую температуру при различных режимах работы двигателя и нагрузках.
Всем известно, что температура кипения воды или антифриза при атмосферном давлении - около 100°С. При повышении давления температура кипения охлаждающей жидкости будет повышаться. В системе охлаждения двигателя создается давление порядка 0,9-1,2 атм. При таком давлении антифриз будет закипать, соответственно, уже при температуре 115-125°С.
Основное назначение антифриза - это отвод тепла от деталей двигателя. Кроме того он должен защищать систему охлаждения от коррозии, не допускать кавитации (схлопывания пузырьков пара, образующихся при работе водяного насоса), не замерзать при низких температурах и не кипеть при высоких. Существует масса комбинаций и цветов антифриза, что может легко ввести автомобилиста в заблуждение. Однако систематизация вполне возможна. В зависимости от пакета присадок антифризы для легковых автомобилей можно разделить на несколько групп и подгрупп.
1 Неорганические
(гибридные первого поколения) часто называемые силикатными, так как содержат силикаты: могут быть зеленого, сине-зеленого или желтого цвета. Зеленые и сине-зеленые - одни из первых, появившихся на свет и прошедших весь процесс эволюции.
Силикатные антифризы можно условно разделить на 2 подгруппы: а) североамериканского типа и б) европейского типа. В североамериканских антифризах присутствуют фосфаты, в то время как в европейских их применение запрещено. Европейские также не содержат аминов, а некоторые еще и нитритов. В североамериканских также существует небольшая подгруппа так называемых Low Silicate Formula, т.е. антифризов с пониженным содержанием силикатов. Стоит отметить, что у большинства современных антифризов, произведенных в Европе, содержание силикатов снизилось, и они могут рассматриваться как аналог американских Low Silicate Formula. На этикетке антифризов силикатного типа можно увидеть маркировку G11 или G48.
2 Органические
используют карбоксилаты (органические кислоты) в качестве основного ингибитора коррозии. Они тоже бывают разными, и по составу и по цвету:
G12, G12+ и G30 (VW), G33 (PSA) и G34 (GM) окрашиваются в оранжевый, красный или розовый цвет. По составу они практически идентичны, а также идентичны антифризам Texaco Havo- line Extended Life, DexCool и Shell ELC. Главной особенностью является то, что все они содержат в основном два типа карбоксилатных кислот (может быть и больше), но не содержат силикатов, фосфатов, боратов, нитратов, аминов и нитритов.
Honda Genuine Coolant Type 2 (синий) и Toyota Long Life Coolant (красный) содержат один тип карбоксилатных кислот и фосфаты. Другой тип карбоксилатных кислот не используется по причине негативного воздействия на некоторые прокладки двигателя.
Необходимо упомянуть, что до 2000- 2001 года Honda и Toyota предлагали другой тип антифриза, в котором отсутствовали силикаты, но при этом было избыточное количество фосфатов.
3 Лобридные (G40):
в них используется один тип карбоксилатных кислот (тот же, что и в Honda Type 2или Toyota LLC) и небольшое количество силикатов. Цвета разные: желтый (оригинальный цвет антифриза Valvoline Zerex G05 Long Life Coolant), а также зеленый и оранжевый. Здесь много нюансов: все зависит от того, каким автопроизводителем используется, модели автомобиля и даже от заливки: конвейер или сервис.
Все три группы содержат также некоторые другие ингибиторы коррозии и присадки.
Сильные и слабые стороны
Силикаты действуют очень быстро и в случае эрозии или коррозии быстро герметизируют поврежденные места. Их основным недостатком является низкая стабильность и быстрый расход. При выпадении в осадок представляют собой абразив, который может сокращать срок службы уплотнений водяного насоса.
Фосфаты также как и силикаты эффективно защищают алюминиевые части и, в частности, водяной насос от коррозии, вызываемой кавитацией.
Большинство японских автомобилей имеют меньший объем системы охлаждения, чем европейские или американские автомобили, и для эффективного охлаждения скорость циркуляции антифриза в системе выше. Большинство японских производителей рекомендуют использовать антифризы безсиликатного, но фосфатного типа только лишь по этой причине.
В Европе фосфаты не используются, главным образом, по причине часто повышенной жесткости воды, из-за которой фосфаты выпадают в осадок (проблема решается использованием деминерализованной воды). Несмотря на то, что для борьбы с коррозией европейцы используют другие эффективные композиции ингибиторов коррозии, все-таки было бы более целесообразно использовать то, что рекомендуют японские производители для своих двигателей.
Карбоксилаты действуют намного медленнее, но более продолжительное время. Эффективно защищают алюминий и другие металлы, но некоторые типы карбоксилатных антифризов не являются лучшим выбором для систем, в которых используется медно-латунный радиатор.
В качестве основных отрицательных моментов можно было бы отметить следующее:
- В двигателях, использующих чугун, иногда возникает коррозия из-за низкого уровня антифриза. При этом частички ржавчины могут забивать соты радиатора.
- Один из ингибиторов коррозии (2- EHA - тот, который не используется в антифризах Honda и Toyota) может вызывать размягчение прокладок и являться причиной течи. Зареги- стрировано уже достаточно много подобных случаев у разных произ- водителей.
- Низкая эффективность некоторых антифризов в защите припоя с вы- соким содержанием свинца.
«Металлургия» систем охлаждения современных двигателей приблизительно одинаковая у всех производителей, и, если не принимать во внимание «отклонения» типа медно-латунных радиаторов, при этом использующих припой с высоким содержанием свинца, а также размягчение прокладок, то, теоретически, один тип антифриза может быть использован вместо другого. Исследования некоторых OEM на своих двигателях показали, что использование с нуля классического синего (силикатного типа) антифриза вместо рекомендуемого красного (карбоксилатного типа), не имело никаких отрицательных последствий. Более того, исследователи не зафиксировали каких-то преимуществ красного перед синим, за исключением срока службы.
Доливка
Общее правило: при потере жидкости по причине испарения рекомендуется доливать воду, а при течи - обязательно антифриз требуемой концентрации (обычно 50:50). В первом случае, особенно если речь идет о силикатном антифризе, рекомендация о доливке воды объясняется тем, что при большом уходе существует вероятность превысить концентрацию, в том числе и силикатов. Поэтому можно рекомендовать концентрацию 20-25 % антифриза 75-80 % воды.
В торговую сеть охлаждающие жидкости поступают обычно в виде концентратов. Неразбавленный концентрат не рекомендуется использовать в системе охлаждения! Крайне опасное заблуждение, что чем меньше воды в концентрате, тем лучше. Этиленгликоль (концентрат антифриза) замерзает при температуре всего -12,7°С. В то же время он обладает совершенно уникальным свойством понижать температуру замерзания водных растворов вплоть до -67°С. Поэтому чистый этиленгликоль замерзнет раньше, чем разбавленный на треть.
Антифриз необходимо разбавить в соответствии с таблицей смешивания, которая находится на этикетке. Вода для разбавления должна быть чистой и нежесткой, а лучше - дистиллированной. В крайнем случае, допускается использование водопроводной воды, желательно отфильтрованной.
В зависимости от соотношения антифриз/вода можно получать различные температуры замерзания охлаждающей жидкости. Оптимальное соотношение антифриз/ вода - 1:1. Температура застывания такой смеси около -40°С. Изменение соотношения за счет увеличения в смеси количества воды приводит к повышению температуры кристаллизации антифриза и несколько ускоряет процессы коррозии деталей. Антифриз, помимо более высокой температуры кипения (около + 110°С) и низкой температуры кристаллизации (от -30°С до -70°С), имеет еще и смазывающие свойства, необходимые для нормальной работы насоса системы охлаждения.
-
Антифриз-концентрат Kuhlerfrostschutz KFS 2000 G11
Антифриз на основе этиленгликоля и присадок гибридного класса первого поколения. Обеспечивает отличную защиту от замерзания, ржавчины, а также от перегрева. При смешива- нии с водой обеспечивает надежную защиту системы охлаждения автомо- биля при круглогодичном его приме- нении. Образует приповерхностный слой, эффективно защищающий от коррозии. Рекомендуется на интервал замены от двух лет. Также поставля- ется в виде готового к использованию продукта.
Допуски и соответствия:
VW-Bezeichnung G11
Audi TL 774-C bis Bj. 7/96
BMW/Mini GS 9400 MB 325.0/325.2 Opel GME L 1301 Porsche TL 774-C bis Bj. 95 Rolls-Royce GS 9400 ab Bj. 98 Saab 6901 599 Seat TL 774-C bis Bj. 7/96
Skoda TL 774-C bis Bj. 7/96
VW TL 774-C bis Bj. 7/96
Volvo Car 128 6083/002
Volvo Truck 128 6083/002
Fiat 9.55523 Alfa Romeo 9.55523
Iveco Iveco Standard 18-1830 Lada TTM VAZ 1.97.717-97
MAN 324 Typ NF MTU MTL 5048 -
Долговременный антифриз Motorbike Lang- zeit Kuhlerfrostschutz GTL 12 Plus
Антифриз на основе этиленгликоля, комбинации присадок и пакета инги- биторов, специально предназначен- ный для высоконагруженных алю- миниевых двигателей современных мотоциклов. Обеспечивает отличную защиту от замерзания, ржавчины, а также от перегрева. Обеспечивает на- дежную защиту системы охлаждения мотоцикла. Мгновенно блокирует воз- никающие очаги коррозии. Рекомен- дуется на сезонный интервал замены. Адаптирован к использованию на мо- тоциклах, готов к применению.
Допуски и соответствия:
Обозначение VW G12
BASF G 30
Audi TL 774-D, на- чиная с 8/96 года выпуска
Porsche TL 774-D Mercedes Benz 325.3
Seat TL 774-D, на- чиная с 8/96 года выпуска
Ford WSS-M 97B44-D
Skoda TL 774-D, начиная с 8/96 года выпуска MAN 324
VW TL 774-D, на- чиная с 8/96 года выпуска
MTU MTL 5048
-
Антифриз-концентрат Kuhlerfrostschutz KFS 2001 Plus G12
Антифриз на основе этиленгликоля и присадок на основе органических кар- боновых кислот. Обеспечивает отлич- ную защиту от замерзания, ржавчины, а также от перегрева. При смешива- нии с водой обеспечивает надежную защиту системы охлаждения автомо- биля при круглогодичном его приме- нении. Мгновенно блокирует возника- ющие очаги коррозии. Рекомендуется на интервал замены от пяти лет. Также поставляется в виде готового к приме- нению продукта.
Допуски и соответствия:
Catterpillar/ MAK A4.05.09.01
Claas
Cummins IS series u N14
MB 325.3
Detroit Diesel Power Cool Plus Deutz 0199-99- 1115/6 Deutz-MWM 0199- 99-2091/8
Fendt
Case New Holland MAT3624
Ford WSS- M97B44-D Chevrolet Opel/GM GMW 3420
Saab GM 6277M / B040 1065 Saturn
Vauxhall GME L 1301
Vauxhall GM
6277M / B040 1065 Hitachi
Isuzu
Jenbacher TA 1000-0201
John Deere JDM H5
Irisbus Karosa Kobelco Komatsu 07.892 (2009)
Liebherr MD1-36- 130
MAN 324 Typ SNF MAN B&W AG D36 5600
MAN Semt Pielstick
Mazda MEZ MN 121D
MG-Motors Rover Mitsubishi Heavy Industry (MHI) MTU MTL 5048 DAF 74002 Leyland Trucks
ТОРМОЗНЫЕ ЖИДКОСТИ
Стандарт | DOT 4 | Racing Brake Fluid |
DOT 4 SL6 | DOT5.1 |
---|---|---|---|---|
Температура кипения без содержания влаги | Не менее 230°С | Не менее 320°С | Не менее 265°С | Не менее 260°С |
Температура кипения с содержанием 3% влаги | Не менее 155°С | Не менее 195°С | Не менее 175°С | Не менее 180°С |
Кинематическая вязкость при -40°С | 1800 (мм2/с) | 1800 (мм2/с) | 700 (мм2/с) | 900 (мм2/с) |
Характеристика | Полновязкие | Маловязкие |
Надо ли говорить, что от состояния и работоспособности тормозной системы зависит жизнь водителя и его пассажиров? Качество тормозной жидкости, ее свойства имеют первостепенное значение. Американский стандарт DOT делит современные тормозные жидкости на три основные группы, отличающиеся между собой по двум ключевым параметрам: вязкости и температуре кипения. Вязкость не должна быть чрезмерной, так как от нее зависит быстрота срабатывания тормозной системы и точность дозирования тормозного усилия. Температура кипения имеет две разновидности: температура кипения чистой жидкости и температура кипения увлажненной, с содержанием воды около 3% (то есть после 1-2 лет интенсивной эксплуатации). Существующая сегодня тенденция к снижению вязкости автомобильных рабочих жидкостей не обошла тормозные жидкости стороной. Так разработана маловязкая жидкость DOT 4 Class 6, рассчитанная на совместную работу с быстродействующими системами стабилизации автомобилей премиальных классов (BMW, Audi и подобных).
Современные тормозные жидкости делаются только на основе синтетических компонентов: полигликолей, полигликольэтеров и борных солей органических кислот.
Используемые синтетические основы являются гигроскопичными, то есть активно поглощают влагу из воздуха, соответственно, снижая температуру кипения и коррозионную стойкость.
Чтобы оценить качество тормозной жидкости, необходимо знать фактические температуры кипения в увлажненном и чистом виде. И тот и другой параметры, как правило, указываются на этикетке. Особое место занимает активность тормозной жидкости по отношению к резиновым и прочим синтетическим материалам, из которых изготавливаются компоненты тормозных систем. Жидкости по стандарту DOT 3 обладают наибольшей активностью к эластомерам, поэтому на старых автомобилях стоит применять более современные и, одновременно, более нейтральные по отношению к резине жидкости DOT 4 и DOT 5.1.
Не путать DOT 5.1 с очень редко встречающейся на серийной технике DOT 5 (жидкость на силиконовой основе с чрезвычайно высокой ценой). DOT 5, несмотря на похожее обозначение, не смешиваются и несовместимы между собой в отличие от DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.
-
Тормозная жидкость Bremsenflussigkeit DOT 4
Синтетическая маловязкая тормозная жидкость на основе гликольэтеров и эфиров борной кислоты. Содержит ин- гибиторы коррозии и антиоксиданты. Обеспечивает прокачку по тормозной системе, быстродействие антиблоки- ровочных тормозных систем и систем стабилизации движения. Имеет стан- дартный срок службы.
Допуски и соответствия:
SAE J 1703, J 1704
ISO 4925
CUNA NC 956-01
FMVSS 571.116
DOT 4 -
Тормозная жидкость Bremsenflussigkeit SL6 DOT 4
Cинтетическая маловязкая тормозная жидкость на основе гликольэтеров и эфиров борной кислоты. Содержит ингибиторы коррозии и антиоксидан- ты. DOT 4 SL6 тормозная жидкость была специально разработана, чтобы продлить срок службы компонентов, входящих в системы гидравлических тормозов и систем сцепления авто- транспортных средств. Обеспечивает идеальную прокачку по тормозной си- стеме, максимальное быстродействие антиблокировочных тормозных систем и систем стабилизации движения. Имеет увеличенный срок службы. Ис- пользование Bremsflussigkeit SL6 DOT 4 обеспечивает необходимое быстро- действие ESP / DSC, ABS и ASR.
Допуски и соответствия:
SAE J 1703/ J 1704
ISO 4925 Class 6 FMVSS116DOT3/DOT4
TL 766-Z
VW50114
BMW QV 34 001
GM Europa (Opel, Saab, Vauxhall) GMW 3356.
-
Тормозная жидкость Brake Fluid DOT 5.1
Синтетическая тормозная жидкость на основе гликольэтеров, алкиленпо- лигликоленов и полигликольэфиров. Содержит ингибиторы, предотвра- щающие коррозию металлических элементов тормозной системы и су- щественно уменьшающие процесс окисления в высокотемпературных условиях. Разработана специально с целью увеличения сроков эксплуата- ции конструкционных элементов ги- дравлики тормозных систем и систем сцеплений автомобилей. Особенно хорошо приспособлена для исполь- зования в тормозных системах с ABS. Обеспечивает надёжную смазку всех подвижных компонентов тормозной системы. Смешиваема и совместима с высококачественными синтетически- ми тормозными жидкостями (кроме силиконовых). Обеспечивает необхо- димое быстродействие ABS и работу в теплонапряженных тормозных систе- мах, в том числе спортивного назначе- ния.
Допуски и соответствия:
SAE J 1703, J 1704
ISO 4 925
CUNA NC 956-01
FMVSS 5 71. 116 -
Спортивная тормозная жидкость Brake Fluid Race
Brake Fluid Race - синтетическая тор- мозная жидкость. Содержит ингиби- торы, предотвращающие коррозию металлических деталей тормозных механизмов и уменьшающие окисле- ние при высоких температурах. При старении продукта не образуются кислотные продукты. Liqui Moly Brake Fluid Race специально разработана, чтобы увеличить срок службы компо- нентов гидравлических тормозов и систем сцепления спортивных автомо- билей и мотоциклов, Liqui Moly Brake Fluid Race имеет высокую влажную и сухую точку кипения, таким образом, обеспечивая безопасное торможение даже после длительного периода экс- плуатации. Особый компонент помога- ет предотвращать формирование па- ровых пузырей. Liqui Moly Brake Fluid Race идеальна для использования в тормозных системах с ABS. Соответ- ствует стандарту DOT4. Смешивается со всеми стандартными тормозными жидкостями на синтетической основе. Очень высокая температура кипения во влажном и сухом состоянии (более 320°С).
Допуски и соответствия:
FMVSS 116 DOT 4 ISO Class 4
SAE J 1703 и 1704
СТЕКЛООМЫВАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ
К средствам ухода за автостеклами относятся и стеклоомывающие жидкости, без которых практически невозможна эксплуатация автомобиля в зимний период. Основной компонент зимних стеклоомывающих жидко- стей – спирт, именно он обеспечивает низкотемпературные свойства. Чем больше спирта, тем ниже предельная температура применения жидкости.
Основные компоненты жидкости
При производстве стеклоомываю- щей жидкости могут использоваться разные спирты: метиловый (метанол), этиловый (этанол) и изопропиловый (пропанол). Незамерзающие жидкости на метаноловой основе популярны в США и Канаде, они дешевы и обеспе- чивают приемлемый результат. Этанол используют в Европе, также с хорошим результатом. Изопропанол вынужде- ны использовать в России по причине запрета у нас на метаноловые жидко- сти и наличия лицензирования на все операции с этиловым спиртом. Таким образом, изопропанол является един- ственной, полностью легальной ос- новой, для зимних стеклоомывающих жидкостей. Легальность его един- ственное преимущество, а недостат- ков множество и производители, как могут, исправляют их для комфортного использования изопропилосодержа- щей продукции. Главный недостаток – резкий запах. С ним борются при помощи специальных отдушек, а также используя наиболее чистые сорта спирта, обладающие менее сильным запахом, чем низкосортные разновидности. Менее очевидный, но существенный недостаток – загусте- вание водно–изопропаноловых сме- сей при понижении температуры. Это приводит к тому, что на автомобилях, адаптированных под использование этанольных или метанольных жидко- стей, в мороз ухудшается распыление изопропиловых жидкостей. Жидкость не замерзает, но на стекло подается с очень небольшим, часто недоста- точным давлением. Такая ситуация характерна прежде всего для азиат- ских автомобилей с веерными форсун- ками. Производители борются с этим недостатком, используют всевозмож- ные добавки, улучшающие текучесть жидкости в мороз.
Компания ООО «Ликви Моли Рус- сланд», являющаяся единственным официальным представителем Liqui Moly GmbH в России, производит по лицензии несколько видов стеклоо- мывающей жидкости под маркой Liqui Moly, на производственных мощностях «Обнинскоргсинтез».
Преимущества
1 Использование немецкой рецептуры
2 Использование моющих, смачивающих и стабилизирующих компонентов немецкого производства.
3 Использование экологичного пропиленгликоля, вместо ядовитого моноэтиленгликоля (МЭГ), для снижения скорости испарения состава с лобового стекла и улучшения скольжения щеток
4 Постоянная проверка жидкостей из каждой партии на неагрессивность к поликарбонатным стеклам фар (используется методика компании Dekra)
5 Использование изопропилового спирта повышенной степени очистки
-
Стеклоомывающая жидкость концентрат ANTIFROST Scheiben- Frostschutz Konzentrat -70С
Используется для очистки лобового стёкла и фар от снега и льда, анти- гололедных реагентов, копоти, соли и грязи при температурах до -70 °С. Одной упаковки концентрата хватает для приготовления различного объема жидкостей – данные по пропорциям
смешивания и температурам замерза- ния приведены в таблице применения на упаковке. Может использоваться для размораживания содержимого бачка стеклоомывателя. Благодаря специальным немецким присадкам, жидкость на основе концентрата безопасна для поликарбонатных фар (которые стоят на большинстве со- временных автомобилей). Жидкость на основе изопропилового спирта и пропиленгликоля в емкости 1 л. Не содержит этилового, метилового спиртов и моноэтиленгликоля (МЭГ). Обладает запахом «дынная жвачка». Не оставляет разводов и следов на поверхности после высыхания. Обла- дает приятным запахом. Обеспечивает плавное скольжение стеклоочистите- лей, сохранность рабочей поверхности от абразивного износа и растрескива- ния благодаря специальным присад- кам. В разбавленном виде нейтральна к лакокрасочным покрытиям, резине и пластиковым деталям автомобиля.
Цвет жидкости
Градус, °С Упаковка Объём, л Линейка Запах Цвет Артикул 0 Канистра 4 Стандарт Лайм и мята Зеленый 01164 -5 Канистра 4 Стандарт Арбуз Розовый 04775 -12 Канистра 4 Стандарт Дыня-жвачка Желтый 02006 -18 Дой-пак 3,5 Эко Вишня Зеленый 02007 -24 Дой-пак 3,5 Стандарт Дыня-жвачка Оранжевый 02009 -27 Канистра 4 Стандарт Дыня-жвачка Желтый 00690 -70 Канистра 1 Стандарт Дыня-жвачка Желтый 01120
-
Средство для размораживания стекол ANTIFROST Scheiben- Enteiser
Предназначено для удаления льда и снега со всех стёкол автомобиля, наружных зеркал, фар, дворников. Средство не оставляет разводов и следов на поверхности после высыха- ния. Обеспечивает плавное скольже- ние стеклоочистителей, сохранность рабочей поверхности от абразивного износа и растрескивания благодаря специальным присадкам. Нейтрально к лакокрасочным покрытиям, резине и пластиковым деталям автомобиля. Нанести на поверхность автомобиля, дать средству подействовать. Через 1-3 минуты удалить лёд при помощи резинового скребка, щётки или тряп- ки. Для удаления особо сильной на- леди использовать скребок для льда. Ветровое и заднее стекло рекоменду- ется обработать большим количеством размораживателя. Температурный ди- апазон использования до -40 °С.