4. Пакет присадок
Сегодня одного базового масла уже далеко не достаточно, чтобы хотя бы примерно удовлетворить все те разнообразные требования, которые предъявляются сегодня к смазочным материалам для современных двигателей. Чтобы гарантировать надежную смазку и бесперебойную работу в базовые масла добавляются так называемые присадки (добавки). С помощью данных присадок можно улучшить определенные свойства масла или получить совершенно новые свойства. Перечень используемых для этого присадок очень разнообразный и длинный. Отдельные вещества, в зависимости от предъявляемых требований, объединяются в пакет присадок. Данный пакет добавляется в нагретое до 70 — 75 °C базовое масло и перемешивается до полного растворения в масле. В современных моторных маслах содержание присадок может превышать 30 %, в простых маслах их может быть меньше 1 %.
В целом различают два вида присадок:
- Присадки, воздействующие на базовое масло, например, депрессорные присадки, противопенные присадки или улучшители индекса вязкости.
- Присадки, воздействующие на поверхности материала (подшипники, цилиндры ... ), например, присадки для улучшения адгезии или модификаторы трения (улучшители трения).
В следующей таблице перечислены свойства масла, на которые можно воздействовать с помощью присадок.
Свойства | Можно воздействовать с помощью присадок | Достигаются только с помощью присадок | Нельзя воздействовать с помощью присадок |
---|---|---|---|
Низкотемпературные свойства | |||
Устойчивость к старению | |||
Вязкостно-температурные свойства | |||
Антикоррозионная защита | |||
Способность растворять загрязнения | |||
Диспергирующая способность | |||
Свойства при высоком давлении | |||
Способность к пенообразованию | |||
Деаэрирующая способность | |||
Водоотделительная способность |
4.1 Детергенты
Детергенты — это входящие в состав масла вещества, которые обладают активным моющим действием (поверхностно-активные вещества) и предотвращают образование отложений или очищают от них двигатель. Если, например, из-за несоблюдения плановых интервалов замены масла, весь запас данных активных веществ будет израсходован, происходит интенсивное образование отложений (см. фото). При этом заметно увеличивается износ двигателя, что может привести к его поломке.
4.2 Противозадирные присадки
Противозадирные присадки (присадки EP) добавляются в масло в виде, например, сернистых или фосфорных соединений, чтобы не допустить сваривания под действием высокого давления или больших нагрузок на пары трения. В таких случаях в составе смазки обязательно должны присутствовать противозадирные насадки. В условиях высокого давления или больших нагрузок смазка нагревается до высоких температур. При этом из противозадирной присадки высвобождается сера (носитель серы) или производные фосфорной кислоты (фосфорсодержащие соединения). В таких условиях выделенное вещество немедленно вступает в реакцию с металлической поверхностью, образуя сульфиды или фосфаты металла. Эти соединения образуют на поверхности металла пленку, которая слоями срезается под высоким давлением. Благодаря этому исключается сваривание, а значит и заклинивание металлических поверхностей.
4.3 Депрессорная присадка (PPD)
Депрессорная присадка используется для того, чтобы снизить точку застывания смазочного материала и за счет этого улучшить его характеристики в условиях низких температур. Под действием присадки изменяется структура входящих в состав базового масла кристаллов парафина и существенно замедляется их рост при низких температурах.
4.4 Улучшители индекса вязкости
Улучшители индекса вязкости — это высокомолекулярные полимеры (соединения макромолекул), которые благодаря своему составу оказывают влияние на зависимое от температуры изменение вязкости масла. При низких температурах полимер сжимается. При этом сопротивление, с которым полимер противодействует проникающему телу, становится меньше, а также компенсируется изменение вязкости базового масла.
Графически данный способ действия выглядит следующим образом:
4.5 Противопенные присадки
Нежелательным побочным продуктом циркуляционной смазки является проникновение в моторное масло небольших воздушных пузырьков. Противопенные присадки обеспечивают существенное уменьшение пены (воздушных включений), образующейся при циркуляции масла.