4. Пакет присадок

Сегодня одного базового масла уже далеко не достаточно, чтобы хотя бы примерно удовлетворить все те разнообразные требования, которые предъявляются сегодня к смазочным материалам для современных двигателей. Чтобы гарантировать надежную смазку и бесперебойную работу в базовые масла добавляются так называемые присадки (добавки). С помощью данных присадок можно улучшить определенные свойства масла или получить совершенно новые свойства. Перечень используемых для этого присадок очень разнообразный и длинный. Отдельные вещества, в зависимости от предъявляемых требований, объединяются в пакет присадок. Данный пакет добавляется в нагретое до 70 — 75 °C базовое масло и перемешивается до полного растворения в масле. В современных моторных маслах содержание присадок может превышать 30 %, в простых маслах их может быть меньше 1 %.

В целом различают два вида присадок:

В следующей таблице перечислены свойства масла, на которые можно воздействовать с помощью присадок.

Свойства Можно воздействовать с помощью присадок Достигаются только с помощью присадок Нельзя воздействовать с помощью присадок
Низкотемпературные свойства
Устойчивость к старению
Вязкостно-температурные свойства
Антикоррозионная защита
Способность растворять загрязнения
Диспергирующая способность
Свойства при высоком давлении
Способность к пенообразованию
Деаэрирующая способность
Водоотделительная способность

4.1 Детергенты

Детергенты — это входящие в состав масла вещества, которые обладают активным моющим действием (поверхностно-активные вещества) и предотвращают образование отложений или очищают от них двигатель. Если, например, из-за несоблюдения плановых интервалов замены масла, весь запас данных активных веществ будет израсходован, происходит интенсивное образование отложений (см. фото). При этом заметно увеличивается износ двигателя, что может привести к его поломке.

4.2 Противозадирные присадки

Противозадирные присадки (присадки EP) добавляются в масло в виде, например, сернистых или фосфорных соединений, чтобы не допустить сваривания под действием высокого давления или больших нагрузок на пары трения. В таких случаях в составе смазки обязательно должны присутствовать противозадирные насадки. В условиях высокого давления или больших нагрузок смазка нагревается до высоких температур. При этом из противозадирной присадки высвобождается сера (носитель серы) или производные фосфорной кислоты (фосфорсодержащие соединения). В таких условиях выделенное вещество немедленно вступает в реакцию с металлической поверхностью, образуя сульфиды или фосфаты металла. Эти соединения образуют на поверхности металла пленку, которая слоями срезается под высоким давлением. Благодаря этому исключается сваривание, а значит и заклинивание металлических поверхностей.

4.3 Депрессорная присадка (PPD)

Депрессорная присадка используется для того, чтобы снизить точку застывания смазочного материала и за счет этого улучшить его характеристики в условиях низких температур. Под действием присадки изменяется структура входящих в состав базового масла кристаллов парафина и существенно замедляется их рост при низких температурах.

4.4 Улучшители индекса вязкости

Улучшители индекса вязкости — это высокомолекулярные полимеры (соединения макромолекул), которые благодаря своему составу оказывают влияние на зависимое от температуры изменение вязкости масла. При низких температурах полимер сжимается. При этом сопротивление, с которым полимер противодействует проникающему телу, становится меньше, а также компенсируется изменение вязкости базового масла.

Графически данный способ действия выглядит следующим образом:

4.5 Противопенные присадки

Нежелательным побочным продуктом циркуляционной смазки является проникновение в моторное масло небольших воздушных пузырьков. Противопенные присадки обеспечивают существенное уменьшение пены (воздушных включений), образующейся при циркуляции масла.

4.6 Содержание присадок в моторных маслах

назад далее