9. Трансмиссионное масло

Чтобы гарантировать бесперебойную работу, современным коробкам передач требуется современная высокоэффективная смазка, которая защищает коробку передач от износа и одновременно не оказывает негативного влияния на характер переключения. Вид и количество присадок, добавляемых в смазку, оказывает при этом существенное влияние на различные параметры, такие как легкость переключения, интервал между заменами масла, фрикционные характеристики и защита от износа. Поэтому крайне важно, чтобы при замене трансмиссионного масла соблюдались предусмотренные производителем спецификации или допуски. С увеличением конструктивных разновидностей коробок переключения передач необходимой доработке и адаптации также подвергались трансмиссионные масла. При этом предварительно все коробки передач можно разделить на механические коробки передач или главные передачи, автоматические коробки передач, коробки передач с двумя сцеплениями и бесступенчатые коробки передачи (CVT). В рамках данных общих групп существуют различные подгруппы, каждая из которых требует использования специальной смазки, адаптированной к конструктивному исполнению и цели использования.

Примечание: Для трансмиссионных масел не существует единой базы, требования которой обязуются соблюдать производители (например, ACEA). Это привело к появлению множества специальных допусков производителей.

Примеры:

Mercedes-Benz:

14 Допуски для ATF (допуск MB 236.x)
21 Допуски для (гипоидного) трансмиссионного масла (допуск MB 235.x)

Volkswagen:

14 Допуски для ATF (G 052 xxx, G055 xxx, G060 xxx)
15 Допуски для (гипоидного) трансмиссионного масла (G 052 xxx, G055 xxx, G060 xxx)

9.1 Классификация трансмиссионных масел

Чтобы хотя бы в общих чертах можно было определить, какому классу качества или каким характеристикам соответствует то или иное трансмиссионное масло, на протяжении нескольких десятилетий стало принято использовать классификацию по API для механических коробок передач и главных передач и классификацию по Dexron и Mercon для автоматических трансмиссий. Этими классификациями производители пользовались в течение длительного времени. Однако по мере усложнения конструкции коробок передач данные классификации оказались недостаточными.

Вязкость для механических коробок передач и главных передач — как и моторные масла — классифицируют по SAE. Вязкость масел для автоматических коробок передач, так называемых масел ATF (Automatic Transmission Fluid), классифицируют не по SAE, т.к. вязкость является частью соответствующего допуска производителя.

9.1.1 API (масла для механических коробок передач или главных передач)

GL 1 конические или червячные передачи, подвергаемые невысоким нагрузкам
GL 2 червячные передачи (не для дорожных автомобилей)
GL 3 механические коробки передач (олдтаймеры)
GL 4 механические коробки передач, гипоидные передачи при наличии допуска
GL 5 гипоидные передачи, механические коробки передач при наличии допуска

9.1.2 GM Dexron (автоматические коробки передач)

назад