Вклейка стекол не просто удешевляет и упрощает производство, но и серьезным образом влияет на безопасность движения, так как вклеенное стекло включается в силовую структуру кузова и является дополнительным элементом жесткости. Автомобили с вклеенными стеклами имеют более жесткий на кручение кузов, а стало быть, точнее управляются, лучше держат дорогу и более безопасны. Немаловажно и то, что пассажирские подушки безопасности при срабатывании опираются на лобовое стекло. Удержание стекла в проеме обеспечивает только высокопрочный клей, обычный уплотнитель на это не способен. Поэтому автомобили, оборудованные подушками безопасности, обладают только вклеенными стеклами.
Герметики для вклейки стекол являются предполимерами полиуретана, твердеющими (полимеризующимися) под действием влаги воздуха. Повышенная влажность и температура резко ускоряют полимеризацию. Герметик в своем составе имеет наполнитель, обычно – сажу, которая придает ему черный цвет и дополнительную прочность. Скорость застывания, в среднем составляет 3–5 мм в сутки для любых однокомпонентных составов. Составы для вклейки делятся на низкомодульные (допускающими большие деформации и смещения клеевого шва; в настоящее время практически не применяются), средне- и высокомодульные. Последние особенно активно используются для жестких автомобильных кузовов, выпущенных после 2000 года. Среднемодульные клеи применяются для старых машин с «уставшими» кузовами и на рамных автомобилях. Время готовности к выезду после процедуры вклейки определяется конструктивными особенностями автомобиля. Для автомобилей, имеющих пассажирскую подушку безопасности, время готовности к эксплуатации удваивается относительно минимального времени готовности, указанного в техническом паспорте герметика.
Этапы работ по вклейке стекол.
Работы рекомендуется проводить при температуре около +20 °С в помещении.
Частичная разборка перед демонтажом старого стекла. Необходимо снять поводки стеклоочистителей, облицовки, жабо, молдинги.
Срезка осуществляется при помощи специальной струны. Выбор струны производится по виду использованного герметика: витая струна используется для срезки высокомодульного герметика, квадратная – для срезки среднемодульного.
Сначала прокалывается слей герметика со стороны салона (предпочтительно в районе расположения VIN-кода на большинстве машин). Конец струны выводится наружу и закрепляется в тянущей рукоятке. От струны отрезается кусок в 50–80 см, и ее свободный конец закрепляется в направляющей рукоятке.
Мастера работают вдвоем, один направляет струну из салона, другой тянет струну снаружи. При этом необходимо аккуратно проходить углы стекла. Старое стекло вынимается из проема при помощи присосок. После этого с использованием отвертки или молотка со стекла снимается площадка для установки зеркала заднего вида. Старое стекло необходимо утилизировать.
Струна необходимого сечения закладывается в держатель, затем из салона прокалывается слой клея.
Для срезки стекла требуются два мастера: один держит режущую струну внутри салона, другой снаружи.
Перед началом этапа вклейки новое стекло необходимо примерить, то есть приложить его в проем и выровнять зазоры в соответствии с технической документацией на автомобиль. После чего нужно закрепить стекло в правильном положении полосками малярного скотча – по две сверху и снизу и по одной с каждой стороны. Далее необходимо разрезать полоски скотча по линии стекло – кузов. Оставшиеся части полосок на кузове и стекле являются маячками, по которым будет ориентировано стекло непосредственно при вклейке. Теперь стекло можно вынуть из проема и поместить на специальный столик для работы со стеклами.
Новое стекло примеряется по месту и отцентровывается. Малярный скотч, приклеенный на этом этапе, разрезается, а его остатки служат маркерами на этапе вклейки.
Необходимо выровнять слой оставшегося на кузове герметика и срезать его избыток так, чтобы на кузове осталось не более 2 мм по толщине. Остаточный слой старого герметика является подложкой для нанесения нового герметика. Дополнительно обрабатывать слой герметика на кузове очистителем или праймером не следует, если старое стекло срезано менее чем за 6 часов до вклейки нового. Если времени прошло больше, то оставшийся на кузове слой старого герметика заветривается и требует активации, то есть нанесения праймера-активатора.
Остатки старого клея удаляются ножом, но так, чтобы остался слой около 2 мм.
Предварительно стекло необходимо очистить от технологических смазок при помощи пены для очистки стекол Liqui Moly Scheiben-Reiniger-Schaum и вытереть насухо. Затем установить на столик лицевой частью вниз.
Теперь следует обезжирить кант стекла, покрытый шелкографическим керамическим покрытием (черная полоса). Это делается при помощи салфетки, смоченной в очистителе из комплекта для вклейки стекол. Протирать нужно только по направлении в одну сторону, при каждом проходе используя другую сторону салфетки. Выдержать несколько минут до полного испарения обезжиривающего состава. Обезжирить место приклейки площадки для крепления зеркала заднего вида и саму площадку. Нанести на шелкографическую полосу на стекле праймер-активатор и выдержать 15 минут до полного его высыхания.
Пока праймер высыхает, можно приклеить площадку для крепления зеркала, используя клей для зеркал заднего вида Liqui Moly Ruckspiegel-Klebe-Set. Последовательность действий: вырезать нейлоновую сеточку из комплекта клея, пропитать клеем и приложить к месту склейки. Затем прижать площадку для установки зеркала к месту склейки и удерживать несколько секунд. Монтажная прочность достигается через 15 минут.
Новое стекло размещается на монтажном столе и очищается от технологической смазки.
Кант нового стекла обезжиривается.
Площадка для зеркала заднего вида приклеивается на новое стекло клеем Liqui Moly Ruckspiegel-Klebe-Set.
Для нанесения герметика нужно подготовить тубу с герметиком и установить ее в пресс- пистолет. Носик тубы вырезается по размерам, указанным в технической документации на автомобиль, и накручивается на тубу. Наносить герметик следует на рамку автомобиля, поверх старого слоя. В отдельных случаях допускается наносить герметик непосредственно на стекло.
Глубина V образного выреза носика шприца герметика будет определять толщину клеевого слоя.
Полиуретановый герметик для вклейки стекол наносится на кузов поверх старого клеевого состава.
Установка стекла нового стекла производится сразу после нанесения герметика. На всю процедуру необходимо затратить не более 10 минут, пока на герметике не образовалась корочка. Внимание: перед установкой стекла необходимо открыть все стекла в автомобиле!
После установки стекла в проем необходимо аккуратно прижать стекло к проему и выровнять его положение по маячкам. Затем закрепить стекло при помощи маленьких присосок или подкладок из синтетического материала. Желательно разбрызгать воду на клеевой шов для ускорения полимеризации. Эксплуатация автомобиля возможна через 2 или 4 часа.
После нанесения два мастера прикладывают новое стекло и выравнивают по маркерам.
Рекомендации производителей по количеству наносимого герметика
Марка автомобиля Ширина слоя (прибл., см) Диаметр валика (прибл., см)
VW 1,5 0,7
Ford 0,8 0,7
Renault 1,8 0,4
Peugeot 1,2 0,7
Citroen 1,2 0,7
Volvo 1,9 0,8
Mercedes 0,8 0,6
BMW 1,5– 2,0 0,9
Если не удалось найти рекомендации по толщине слоя, то установите пластиковый носик-сопло на оставшийся материал герметика в области крыши и измерьте ширину верхнего края. К полученному значению прибавьте 2 мм – это и будет ширина слоя; в таблице ей соответствует диаметр наносимого валика герметика.
ОСОБЕННОСТИ
Liqui Moly Scheiben-Reiniger-Schaum – это высокоэффективная пена для очистки стекол. Удаляет матовый налет на стеклах и таким образом повышает безопасность движения. Растворяет и удаляет следы силикона, никотина, насекомых, масла и прочих жироподобных загрязнений. Подходит для плексигласовых стекол. Нейтральна к резине, лаковым поверхностям и пластикам.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Пена Liqui Moly Scheiben-Reiniger-Schaum используется для внутренней и внешней очистки. Отлично подходит для очистки тонирующих пленок. Перед применением необходимо встряхнуть баллончик. Нанести на стекло, дать подействовать некоторое время и вытереть сухим чистым матерчатым платком либо бумажным полотенцем.
ОСОБЕННОСТИ
Liqui Moly Ruckspiegel-Klebe-Set – это анаэробный клей с высокой адгезией и подложкой в виде нейлоновой сеточки, которая служит основой для крепления зеркала и выполняет одновременно роль катализатора для клея. Клей разработан специально для приклеивания металлических креплений зеркал к лобовому стеклу, а также для приклеивания металлических шарниров к боковым форточкам автомобиля. Клеевое основание компенсирует температурное расширение поверхностей, благодаря чему достигается высокая прочность соединения. Достоинства: высокая устойчивость против ударов и отрыва, отличная долговременная прочность, быстрое затвердевание.
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ
Склеиваемые поверхности должны быть сухими, а также предварительно очищенными от следов грязи, жира и масла. Для очистки мы рекомендуем очиститель и растворитель Liqui Moly (арт. 6130). Кусок нейлонового праймера вырезается согласно размеру приклеиваемой детали зеркала (кронштейн). Клей Liqui Moly Ruckspiegel-Klebe-Set наносится на приклеиваемую часть детали, поверх клея прикладывается уже вырезанный нейлоновый праймер. Затем деталь приклеивается на место маркировки на стекле и удерживается в прижатом состоянии около 2 минут. Через 15 минут, когда клей затвердевает и достигает прочности, можно монтировать зеркало заднего вида на кронштейн.
Источник - Автодела