Быстрый взгляд на масло многое говорит о ходовых характеристиках автомобиля и технике. Даже непрофессионалы могут таким образом увидеть наличие серьёзных проблем.
За последние 20 лет моторные масла превратились в настоящие многофункциональные продукты. Если на рубеже веков смазочные вещества были довольно простыми и, как правило, требовали замены примерно каждые 5000 км пробега, то сегодня они выполняют дополнительно много других задач. У современных малозольных масел не только увеличилась периодичность замены, они также позволяют уменьшить расход топлива и обеспечивают чистоту двигателя. И всё это несмотря на гораздо меньший объём по сравнению с прежними продуктами.
«Со временем мы перешли от классической смазки к смазке с присадками, масло стало носителем присадок»,- объясняет происшедшие изменения Оливер Кун, из компании Liqui Moly – производителя масел. Когда мы говорим о моторном масле, очень хорошо подходит сравнение с кровью в теле человека, потому что оно не только носитель важных компонентов, но и многое говорит о здоровье.
Контрольный взгляд
Поэтому, несмотря на постоянный прогресс, «водитель обязательно должен регулярно проверять масло в своём автомобиле», - напоминает Оливер Кун. Правда современные автомобили тоже умеют думать и быстро информируют своего хозяина о возникших проблемах, но важные технологические тренды, в частности уменьшение объёма двигателя и гибридные двигатели ещё больше ужесточили требования. Таким образом эффективность масла зависит от некоторых новых факторов.
«Главное, чтобы водитель регулярно проверял масло. К сожалению, люди часто не обращают на это внимание и из-за этого не замечают проблем, которых можно было бы избежать».
Oliver Kuhn, der Liqui-Moly
Признаки проблем
Если масло выглядит слегка мутным и слизистым, велика вероятность того, что в нём скопился конденсат. Это можно определить не только по указателю уровня масла, но нередко и по крышке масляной горловины двигателя. В этом случае на ней оседает желтоватая масса. В большинстве случаев причиной этого являются частые поездки на короткие расстояния, - мотор не успевает прогреться. «Если водитель ездит в основном на короткие расстояния, то есть утром 5 км на работу и вечером 5 км домой, следует уменьшить периодичность замены масла», - советует техник.
Если в масло попадает охлаждающая жидкость, автомобиль необходимо срочно проверить: весьма вероятно, что имеется дефект в области прокладки головки цилиндра. По сравнению с конденсатом ярче проявляются изменение цвета и больше комков. Проблему нельзя решить за счёт длительного прогревания двигателя.
Причиной сильного запаха топлива в масле также могут быть частые короткие поездки.
Кун особенно рекомендует водителям автомобилей на дизельном топливе регулярно проверять уровень масла. „В фазе регенерации дизельных двигателей происходит впрыск дополнительного топлива для сжигания сажи в сажевом фильтре. «Из-за этого несожжённое топливо с биокомпонентами попадает к поршневым кольцам», - говорит Кун. «У этих компонентов точка кипения выше, и они вместе с маслом поступают в масляный поддон. Таким образом возникает заколдованный круг, когда увеличившееся количество масла может даже загустеть. И это представляет опасность для двигателя.
Если же моторное масло сиропообразно и сильно загрязнено, на повестке дня скорейшая замена масла. Простого размешивания недостаточно, масло слишком старое и не может выполнять свои функции. Из-за недостаточной смазки увеличивается трение. Существует риск увеличения расхода топлива и токсичности выхлопов, а также серьёзных повреждений.
«Современные масла очень качественные и долго сохраняют свои функции, у них всегда есть резерв работы», - заверяет Оливер Кун. Впрочем, никогда не следует рассчитывать на случай».
Обращайте внимание на:
Запах горючего:
Это индикатор холодного пуска и частого пуска на короткие расстояния. Быстрое решение:
хороший прогрев
Высоковязкое масло тёмного цвета:
Плохой уход, возможны повреждения. В ближайшее время следует заменить масло
В масле присутствует вода:
Изменился цвет, есть комки, если её много, возможно повреждена прокладка головки цилиндра
Так эксперты просвечивают пробы моторного масла.
С помощью инфракрасного анализа в лабораториях можно определить степень старения и остающееся количество присадок.
С помощью инфракрасного спектрометра пробы просвечиваются инфракрасным светом, при этом содержащиеся в них молекулы начинают колебаться. У каждого вида молекул есть своя любимая длина волны, в каждом скане получаем комбинацию из участков покоя и колебания. На диаграмме слева эти волны видны на оси Х. Данные на оси Y говорят о том, сколько света есть в конкретной точке. Таким образом получаем цифровой отпечаток пальца. В обследуемой здесь красной пробе периодичность замены масла серьёзно нарушена. Вся область между 1750 и примерно 1550 см-1 указывает на сильное старение, а отсутствие пиков между 1250 и примерно 900 см-1 указывает на то, что все присадки израсходованы. Двигатель загрязнён.