Антифризы


На сегодняшний день антифриз – это тот расходный материал, который незаслуженно обойден вниманием автовладельцев. Причина в том, что срок его службы 3–5 лет и никаких ярких признаков некачественного антифриза в обычной эксплуатации Вы не увидите. На выходе мы получаем заблуждения: «Главное чтобы при доливке совпал цвет – это якобы гарантирует смешиваемость, а на полную замену можно лить любой – разницы для мотора не будет»

На самом же деле все совсем не так просто. Начнем по порядку.

1) Что же должен делать качественный антифриз и почему эти действия не всегда удаются некачественному?

Первая функция – гарантированное отведение тепла от горячих деталей двигателя в широком рабочем диапазоне температур, и как следствие гарантированная стойкость к замерзанию и вскипанию.

А вот здесь и начинаются первые проблемы. Качественный антифриз состоит из смеси гликоля, специального пакета антикоррозионных присадок (о нем мы подробно поговорим несколько позже) и воды. В некоторых современных рецептурах, если состав основан на этиленгликоле, его часть может быть заменена на глицерин, с целью снижения экологической опасности в случае утечки и при утилизации.

В дешевых антифризах чаще всего происходит замена дорогого гликоля на дешевый метиловый спирт. Такая смесь отличается меньшей термостойкостью и может вскипать при контакте с горячими деталями двигателя. В итоге поверхности системы охлаждения могут повреждаться кавитацией, в зоне паровых пузырей возникают зоны локального перегрева и т.д. Все это приводит к неравномерности тепловых деформаций цилиндров. И в итоге мы получаем ускоренный износ двигателя и повышенную нагрузку на масло (в зонах локальных перегревов, где страдает металл ему совсем тяжело).

img1

img2

Кавитация на стенках гильзы цилиндра

 

задиры на «зеркале» цилиндра

 


Оба этих фактора очень сильно уменьшают ресурс двигателя, но неприятности с некачественными антифризами на этом не заканчиваются.


Вторая функция – надежная защита от коррозии всех деталей системы охлаждения двигателя.

За эту функцию антифризов отвечают специальные присадки, состав которых подбирается под требования конкретного двигателя, обусловленные материалами системы охлаждения, особенностями конструкции двигателя и сроками замены охлаждающей жидкости. Неправильно подобранный, а тем более упрощенный пакет антикоррозионных присадок дешевых продуктов не в состоянии качественно справиться с этой задачей. 

img3

img4

Коррозия гильзы цилиндра

 

Повреждение крыльчатки насоса

 



2) Как при доливке или замене антифриза не заработать проблем?

Как уже говорилось при доливке антифриза многие «знатоки» рекомендуют ориентироваться на цвет. В реальной жизни такой подход может быть чреват серьезными проблемами с системой охлаждения. С чем это связано и от чего зависит цвет антифриза.

Изначально все компоненты антифриза бесцветны, и цвет готовому продукту придается исключительно красителем, который никак не влияет на свойства продукта. А вот антикоррозионные присадки даже у качественных антифризов разных сортов и предназначения могут существенно различаться по химическому составу, в некоторых случаях, приводя к несовместимости различных антифризов друг с другом. Несовместимость компонентов пакета присадок в самых неприятных случаях выражается в образовании в смеси нерастворимых осадков забивающих каналы системы охлаждения.

Рассмотрим эволюцию антикоррозионных присадок на примере наиболее распространенной в России и Европе системе стандартов компании Volkswagen.

До середины 70-х годов ХХ века антифризы имели пакет присадок на основе неорганических соединений.  Срок службы составлял около года, кроме того антифризы этого типа существенно ухудшали теплообмен в сравнении с обычной водой за счет образования на поверхностях деталей толстой защитной пленки. В середине 70-х Volkswagen стандартизует первый «гибридный» антифриз G11 на основе силикатов, в котором часть функций антикоррозионной защиты возложена на небольшое количество органических кислот. Это позволило улучшить теплообмен и увеличить срок службы антифриза до 2-3 лет. Следующим этапом стало появление в конце 90-х полностью органического «карбоксилатного» антифриза G12. Срок службы увеличился до 5 лет, а условия теплообмена были значительно улучшены. Но этот антифриз оказался не лишенным недостатков – одним из самых неприятных была полная несовместимость с поколением G11, приводящая к образованию большого количества осадка. В 2006 году с данной неприятностью справились и выпустили стандарт G12+, сохранивший все достоинства, но уже совместимый с предыдущими поколениями. Но химическая наука не стояла на месте и в 2008 году, переосмыслив роль неорганических антикоррозионных присадок при их использовании в небольшом количестве, смогли в «лобридном» стандарте G12++ существенно увеличить срок службы антифриза, сделав его «пожизненным», без ухудшения тепловых характеристик. Самое же современное поколение G13 появилось на свет в первую очередь благодаря заботе об экологии – при химически схожем с G12++ пакете присадок часть ядовитого этиленгликоля заменили безопасным глицерином, что позволило снизить вред от случайных утечек и упростить переработку.

Если в рамках стандартов одного автопроизводителя возможно закрепить определенные цвета за определенными рецептурами, то как быть с конкурирующими производителями, особенно если они расположены в других странах, а тем более в других частях света.

В качестве примера можно упомянуть антифризы для автомобилей концерна Peugeot – при схожей с G11 сине-зеленой расцветке продукт построен на основе соединений молибдена, и при смешивании с G11 может привести к выходу системы охлаждения из строя. Аналогичная ситуация зачастую обстоит и с японскими и с американскими антифризами – в каждом случае даже при совпадении цвета красителя крайне высок риск выпадения осадка при смешивании.

Поэтому при доливке антифриза нужно в первую очереди смотреть на соответствие доливаемого продукта спецификации залитого в автомобиль.

Помимо этого стоит отметить, что в качественных антифризах производители строго соблюдают требования спецификаций и не допускают нарушения рецептур, то в дешевом сегменте можно встретить случаи предложений с нарушением рецептуры

img5

Отложения в системе


Все эти факторы еще больше усугубляют ситуацию с локальными тепловыми перегрузками современных высокофорсированных малогабаритных двигателей, что ведет к существенному сокращению их ресурса. В итоге экономия на антифризе получается более чем мнимой – выигрых нескольких сот рублей раз в 2-4 года может обернуться как минимум увеличением расхода топлива на 3-5% и сокращением ресурса моторного масла на 15-20%, а как максимум выходом из строя двигателя.

Компания LIQUI MOLY обновила линейку охлаждающих жидкостей в своем ассортименте. Обновленная линейка включает в себя 5 сортов антифризов, которые позволяют полностью удовлетворить запросы европейских автопроизводителей.

В линейку входят:

img6



«Kühlerfrostschutz KFS 11» - Гибридный антифриз первого поколения (с содержанием силикатов). Это универсальный продукт для широкого ряда автомобилей предыдущих поколений.







img7




«Kühlerfrostschutz KFS 12+» - Карбоксилатный (органический) антифриз. Универсальный продукт для широкого круга современных европейских автомобилей.










img8




«Kühlerfrostschutz KFS 12++» - Лобридный антифриз (гибридный нового поколения с содержанием силикатов). Это продукт для новых поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes. Допускается использование в азиатских автомобилях при обязательном условии полной замены с промывкой системы.









img9




«Kühlerfrostschutz KFS 13» - Лобридный антифриз самого нового поколения с улучшенными экологическими параметрами. Этот продукт создан  для новейших поколений автомобилей концернов VAG и Mercedes.










img10




«Kühlerfrostschutz KFS 33» – Лобридный антифриз специально для автомобилей производства концерна PSA Groupe (Peugeot Citroën).












Таблица применимости продуктов:

img11

Все антифризы обновленной линейки:

- не содержат в своем составе метанола

- изготовлены из высококачественных компонентов в строгом соответствии с требованиям рецептуры

- обеспечивают возможность точного подбора охлаждающей жидкости под требования автопроизводителей.

Это гарантирует высокую надежность и безопасность их применения.