Снегоходная техника: особенности обслуживания и эксплуатации.

Снегоходы, «snowmobile», как вид транспорта, появились сравнительно недавно. В 1935 году разработана конструкция с лыжами спереди и гусеничным приводом сзади, в 50-х годах уже конструкция с легким шасси, рассчитанным на одного –двух человек.  



Снегоход долгое время был не спортивным снарядом, а утилитарным транспортом для труднодоступных местностей в зимнее время. Вначале использовались двухтактные двигатели, благодаря их мощности и доступности, но с ужесточением экологических требований на первый план вышли 4- тактные моторы, часто дополненные турбонаддувом. Сейчас двухтактники применяются в основном для малых утилитарных моделей или для суперспорта, где на первый план выходят лошадиные силы на килограмм веса. Четырехтактники более универсальны и экономичны, зачастую большие утилитарники, катающие туристов по лыжным курортам, оснащаются не специализированными, а автомобильными двигателями.



Ввиду очень большого сопротивления движению в снегу, снегоходы комплектуются вариаторами, которые передают крутящий момент непрерывно, но это не исключает наличие коробки передач. Коробка передач снегохода формирует не собственно передачу, а режим движения: скоростной, мощностной или реверс, а за общее передаточное отношение отвечает вариатор. 



Особенности 2-х тактного снегоходного масла:

- Полностью синтетические происхождение

- Правильная вязкость

- Низкая дымность

- Хорошая антикоррозионная защита

Основная особенность моторного масла для любого снегохода – его пусковые характеристики. Для 2-х тактного масла пусковые характеристики определяются его температурой застывания, то есть возможностью подаваться насосом в топливную систему. Но важна не только температура застывания. Имеют большое значение защитные свойства, дымность и антикоррозионная защита, ведь попадание снега в двигатель очень возможно и воздушный фильтр здесь не панацея. Кстати, если снега в двигатель попадет много, то он сыграет роль абразива и приведет к задиру поршней и стенок цилиндра.



Таким образом, полноценное масло для двухтактного снегохода может быть только синтетическим, минеральное, даже если пройдет по температуре застывания, будет чрезмерно разжижаться при рабочих режимах и не обеспечит необходимую защиту от износа.

Особенности 4-х тактного масла для снегоходов:

- Низкая температура холодного запуска

- Гоночная специфика, подобная маслам для мотоциклов.

- Стойкость к перегреву

Масло для 4- тактных снегоходов, на первый взгляд, не должно отличаться от автомобильного с соответствующей низкотемпературной спецификой. Но не все так просто. Мало иметь низкую температуру прокачки, ведь остальные свойства масла должны обеспечивать устойчивость масляной пленки на высоких оборотах, соответствующую защиту от износа, низкое нагарообразование при невысокой температуре и хорошую защиту от перегрева. Да, и не удивляйтесь. Большинство двигателей снегоходов охлаждается снегом, накидываемым на радиатор. А если снегоход движется по льду? Вот тут то, возникает возможность перегрева и масло должно быть к этому готово.

Итак, масла для снегоходов имеют свою специфику и должны быть синтетического происхождения. На рынке в большой массе имеются так называемые ОЕМ-масла, масла, брендованные самими производителями снегоходов. Эти продукты не имеют на этикетке никаких спецификаций, кроме названия техники, в которую должны заливаться. Хорошо ли это для потребителя? С одной стороны производитель своим именем гарантирует, что продукт подходит – это хорошо. А с другой стороны реальный изготовитель смазочного материала неизвестен, спецификации и физико-химические свойства – тайна и человек, подбирающей смазку для своих специфических условий лишен права выбора.

Компания Liqui Moly GmbH производит снегоходные масла, как для 4-х, так и для 2-х тактных двигателей и не скрывает их классификацию и параметры. На сайте https://liquimoly.ru/  доступна любая информация по продукции, все сертифицировано и официально завозится в Россию. Также существует целая гамма препаратов химии и специфические смазки для снегоходов, включая продукты, необходимые для сезонной консервации техники. Препараты имеют рекомендации ведущих производителей и являются не только эффективными, но и безопасными средствами. Ниже мы рассмотрим продукцию и примеры ее применения рекомендованную для обслуживания снегоходной техники.

Для  4-тактного снегохода рекомендуется использовать синтетическое моторное масло Liqui Moly Snowmobil Motoroil 0W-40. Это одно из самых высокотехнологичных масел для «сноумобилей». Формула, сочетающая высокостабильную низковязкую полностью синтетическую базовую основу с современными присадками, позволяет уверенно запускать и нормально эксплуатировать двигатель «снежика» в условиях низких и крайне низких температур. Отлично прокачивается масляным насосом, снижает износ, экономит топливо и предотвращает образование отложений в двигателе. Масло очень стойкое к высоким температурам и перегреву, а значит за сохранность силовой установки можно быть спокойным, даже когда приходится ехать по малоснежным участкам (ведь радиаторы системы охлаждения, установленные в тоннеле над «гусянкой», отводят избыточное тепло именно благодаря попадающему на них снегу).


         

Синтетика и только

Если же у вас 2-тактный снегоход и вы не особо в курсе, что за смазка залита в бачок, то, в целях сохранности мотора, старое масло необходимо удалить из системы, поскольку масла, изготовленные на разных основах, при смешивании могут образовать смесь, которая не будет нормально прокачиваться маслонасосом. В итоге есть риск масляного голодания, перегрева и появления задиров на стенках цилиндров.

После того, как вы опорожнили масляный бачок, в него необходимо залить масло с хорошими пусковыми характеристиками для мороза, то есть с низкой температурой застывания. Но важна не только температура загустевания масла. Имеют большое значение и защитные свойства, дымность и антикоррозионные свойства, ведь попадание снега в двигатель очень возможно и воздушный фильтр при этом не всегда спасает.

И в этой связи единственно возможным вариантом для 2-тактных снегоходов может быть только масло на синтетической основе. Ведь минералка, даже если и проходит по температуре застывания, будет чрезмерно разжижаться при рабочих режимах и не обеспечит необходимую защиту от износа.

Среди масел для 2-тактных снегоходов, что сейчас продаются на рынке, можно выделить продукт Liqui Moly Snowmobil Motoroil 2T Synthetic L-EGD, предназначенный для использования в высокофорсированных двухтактных снегоходах в условиях экстремальных нагрузок и крайне низких температур.

Разумеется, и «снежику» с простым атмосферным движком эта смазка так же придется по душе. Комбинация полностью синтетической базы и современных присадок гарантирует максимальную защиту двигателя на любых оборотах и нагрузках. Snowmobil Motoroil 2T Synthetic бездымно сгорает, не дает нагаров в двигателе и глушителе, отлично прокачивается масляным насосом при экстремально низких температурах.

Надо помнить, что в снегоходах при обслуживании необходимо менять антифриз желательно это делать раз в год, перед сезоном, причем с промывкой всей системы охлаждения. Предпочтение следует отдать антифризу, предназначенному для двигателей из алюминиевого сплава, например: Liqui Moly Motorbike Langzeit Kuhlerfrostschutz. Предназначен для систем охлаждения с увеличенной скоростью циркуляции, изготовленных из цветных металлов и обладающих повышенной производительностью. То есть это лучший антифриз для двигателей повышенной мощности. Перед заливкой рекомендуется промыть систему охлаждения снегохода. Вы спросите, а для чего?

Там ведь нет продуктов окисления, таких как в масляной системе? Оказывается есть. Это и накипь, хорошо известная нам по бытовым электрочайникам, и продукты разложения старого антифриза. Все это ухудшает теплообмен и способствует перегреву двигателя.

В качестве промывки при обслуживании снегохода рекомендуется использовать Liqui Moly Motorbike Kühler Reiniger. Схема действий:

•           Это средство обладает сильными моющими свойствами, заливается перед заменой в старый антифриз, в прогретую систему охлаждения.

•           После чего завести мотор и дать ему поработать на холостых оборотах примерно полчаса после открытия термостата.

•           Затем старый антифриз вместе с загрязнениями слить и ополоснуть систему дистиллированной водой, затем слить.

•           После этого система готова к заливке свежего антифриза.

Такая нехитрая процедура обеспечит эффективную работу системы охлаждения.

При обслуживании снегохода следует уделить внимание  компонентам ходовой части: состояние склизов, опорных катков, гусеницы и амортизаторов. Следует помнить о том, что амортизаторы (например, Fox) имеют срок службы 2000-2500 километров пробега, после чего их необходимо обслужить в специальной мастерской и обязательно менять рабочую жидкость. Конечно, ревизию выгоднее проводить летом, когда снегоход стоит, но об этом как-то забывается.

Опорные катки у снегохода следует проверить на легкость качения и отсутствие люфтов в подшипниках. Имеющиеся пресс-масленки следует обслужить, при этом используется специальная низкотемпературная смазка. Для обслуживания картуш со смазкой помещается в специальный шприц, наконечник последнего надевается на пресс-масленку и рычагом нагнетается жидкость до тех пор, пока избыток не покажется из уплотнений подшипников. Избыток необходимо удалить. Гусеницу и склизы полезно обработать сухой тефлоновой смазкой для снегохода, не притягивающей грязи — Pro-Line PTFE-Pulver-Spray. Она существенно уменьшает усилие скольжения гусеницы и уменьшает износ, старение и растрескивание.

Внимание: флакон со смазкой для снегохода обязательно сильно встряхнуть перед использованием. Препарат оставляет после себя сухой слой с содержанием тефлона — самого скользкого материала на земле.


35345436464.jpg

Снегоход обязательно оснащается тормозной системой. Замену тормозной жидкости рекомендуется проводить при обслуживании снегоходов также не реже раза в год, как и на мотоциклах. Важно выбрать вариант с хорошими низкотемпературными свойствами, то есть стандарта DOT 5.1. Жидкость такого класса — Liqui Moly Brake Fluid DOT 5.1 не только работоспособна до -50°С, но и обладает низкой вязкостью, что повышает быстродействие тормозных механизмов.

Для правильного обслуживания снегохода необходимо уделить внимание электрической части. Для этого используйте защитную аэрозольную смазку для электроконтактов снегохода — Liqui Moly Electronic-Spray. Средство защищает от коррозии и улучшает контакт, обеспечивает работоспособность электрики минимум на сезон интенсивной эксплуатации.

В особо суровых условиях, когда стартеру снегохода необходимо помочь, выручает специальное средство Start Fix. Средство помогает быстро запустить двигатель при отрицательной температуре, в условиях сырости, при подсаженном аккумуляторе, залитых свечах зажигания, нерегулярной подаче топлива.