Особенности современных двухтактных масел.

Долговечность и производительность двухтактного двигателя напрямую зависит от чистоты  двигателя. Первое обстоятельство – нагар, образующийся на поршне, является мягким абразивом, который способствует повышенному износу ЦПГ (Цилиндро-Поршневой Группы). Износ ЦПГ приводит к падению компрессии, мощности и увеличению расхода топлива. 
Соответственно, изношенные детали  приходится заменять, а это дорого и долго, потому, что детали только на заказ, да и на сам ремонт тоже расходуется время. Второе обстоятельство – отложения в выпускном тракте снижают производительность двигателя, его эффективную мощность. Особенно это заметно на технике, оборудованной мощностным клапаном, на картах и кубатурных кроссовых мотоциклах.


На количество нагара в двигателе основное влияние оказывает состав и количество двухтактного масла: минеральные и эстеровые масла дают максимальное количество нагара и их использование снижает показатели двигателя. Они же являются и наиболее «дымными» маслами, что непосредственно влияет на экологию. Технически, дымность масла выражается как «зольность» то есть сухой остаток после сгорания продукта и обязательно указывается в технической документации на масло.




Существует классификация двухтактных масел - JASO - японская организация автомобильных  стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization).



Классификация JASO является системой сертификации и лицензирования моторных масел для двигателей производства Японии. JASO делит существующие двухтактные масла на 4 категории по их применимости на территории Японии в различных видах техники. Эта же классификация является ориентиром для остальных стран.

JASO FA - масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, предназначенные для применения в развивающихся странах, как правило, дымные минеральные масла.

JASO FB - масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие минимальным требованиям для применения в Японии. Являются малодымными минеральными  или полусинтетическими маслами (повышенной степени очистки).

JASO FС - бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин, удовлетворяющие основным требованиям для применения в Японии. Высококачественные масла синтетического и полусинтетического происхождения.

JASO FD - бездымные масла для двухтактных двигателей мотоциклов и других машин с улучшенными характеристиками по чистоте двигателя в сравнении с JASO FC, удовлетворяют наивысшим требованиям для применения в Японии. Особо качественные масла синтетического происхождения.

Создание эффективной рецептуры  масел JASO FC и FD - очень сложное мероприятие, так как необходимо соблюдение баланса между зольностью и дымностью масла и его липкостью, то есть стойкостью масляной пленки.

Чисто спортивные и крайне дорогие двухтактные масла делаются на основе эстеров, масел V группы по API. Эти масла отличает очень хорошая «липкость», стойкость масляной пленки, но для повседневной эксплуатации вылезают наружу недостатки: сильнейшее нагарообразование, ведущее к быстрому снижению мощности и ресурса двигателей, нестабильность в топливных смесях, гигроскопичность, и как следствие, коррозия. Конечно, если мы используем один двигатель на одну гонку, не считаем ресурс и деньги, то это приемлемо. Но более разумные производители идут по более сложному пути. Компания Liqui Moly GmbH разрабатывает и производит двухтактные масла на основе полиизобутиленов (PIB или PB). В зависимости от назначения, полусинтетические масла имеют в составе до 30% полиизобутиленов, синтетические до 80%. Остальные компоненты могут быть минеральными, гидрокрекинговыми или эстеровыми, в зависимости от класса масла.

В чем же преимущества таких формул? Полиизобутелен PIB - [—СН2С(СН3)2—]n, предельный углеводород, относящийся как и эстеры к V группе базовых масел по API , бывает различной степени молекулярности (от этого зависит применение). В двухтактных маслах используется полиизобутилен молекулярной массой менее 1000. 

Основное достоинство PIB в бездымном сгорании, причем, сгорая сам, PIB дожигает остальные компоненты. PIB обладает хорошими смазывающими свойствами, значительно улучшающимися при добавке небольшой доли эстерового компонента, отменными моющими свойствами, химической инертностью, высоким индексом вязкости, низкой температурой вспышки. Последнее обстоятельство особенно важно для сохранения чистоты двигателя: камеры сгорания, свечей, выпускного клапана, глушителя. Масла на основе полиизобутилена не расслаиваются в смеси с топливом при хранении.

Рисунок №1 иллюстрирует результаты стандартного теста JASO M343-92, оценивающего чистоту выхлопной системы при использовании масел на различной основе. Наглядно видно, что масла на основе полиизобутилена многократно превосходят прочие, в том числе и эстеровые масла, а эстеровые масла по нагарообразованию не отличаются от простых минеральных. 



Однако, чистые, без добавок, базовые масла на основе полиизобутиленов не производятся, обязательно с добавками на основе минералки, гидрокрекингового или эстерового компонента. Это связано с незначительной нагрузкой сдвиг. Смеси используются именно для повышения стойкости масляной пленки, так же как и в случае с полиальфаолефинами в автомобильных маслах.

Могут ли полиизобутиленовые масла использоваться с высокооборотных и высоконагруженных спортивных двигателях, а не только в «гражданской» технике? Ответ на этот вопрос особенно важен для российского  мотоспорта, где берегут ресурс и где все финансирование происходит за счет средств самих спортсменов. Могут, и опыт Liqui Moly это наглядно доказывает. На синтетических полиизобутиленовых маслах Liqui Moly выиграно несколько чемпионатов страны по картингу и мотокроссу в классе 125 ссм. Двухтактные масла Liqui Moly выпускаются как оригинальный продукт для компаний Bimota, Tohatsu и уже второй год подряд становятся брендом №1 в Германии в области мотоциклетных смазочных материалов.

Как готовить смеси полиизобутиленовых масел с топливом? Да также как и с прочими маслами! Полностью синтетические масла на основе полиизобутиленов допускают смешивание в соотношении с топливом 1:100, но только при условии, что производитель техники допускает такую концентрацию. Общее правило: соблюдать требования производителя. Но грамотные механики рекомендуют, в зависимости от режима и погодных условий можно (и нужно!) уменьшить или увеличить концентрацию масла на 10-20%. При работе постоянно на мощностном режиме и оборотах, концентрацию масла следует увеличивать. Второй пример: мотокроссовые соревнования в зимний период при отрицательных температурах – уменьшаем концентрацию, в жару – увеличиваем. Эти рекомендации позволят сохранить двигатель и, в отдельных случаях, экономить на масле.