Мировая тенденция совершенствования двигателей внутреннего сгорания в уменьшении рабочего объема, максимальном форсировании с помощью турбонаддува и переходе на прямой впрыск топлива. Такие двигатели имеют, как правило, рабочий объем до двух литров, оборудуются парой турбин разного диаметра и используют сверхмаловязкие масла для максимальной топливной экономии. Казалось бы, для потребителя такие двигатели несут одно удобство, высокомощные, с малым расходом топлива и небольшим весом, они по праву вытесняют более объемных старших братьев из-под капотов автомобилей. Однако на практике все оказалось не так просто. В эксплуатации стали отмечаться вроде бы беспричинные случаи разрушения поршней, в отдельных случаях заканчивающиеся и разрушением двигателя в целом. Ведущие производители таких двигателей: GM, Toyota, Ford сразу же занялись исследованием этого явления, подтянулись и основные разработчики присадок Infinium, Afton. Исследования на макетах двигателей показали, что при средних нагрузках и средних оборотах происходит самовоспламенение смеси на середине такта сжатия. Нагрузки в этот момент повышаются настолько, что одной вспышки достаточно для разрушения межпоршневых перегородок на поршне, а далее разрушается сам поршень, может согнуть или порвать шатун и пробить блок цилиндров. То есть один случай – один двигатель. Это неприятное явление назвали LSPI - Low Speed Pre-ignition – малоскоростное предварительное зажигание. То есть явление сходно с калильным зажиганием, но значительно более редкое и тяжелое по последствиям.
Дальнейшие исследования показали, что возникновение или не возникновение LSPI связано с особенностями пакета присадок в моторном масле и сделан вывод, что воспламенение возникает при попадании мельчайших частиц масла в камеру сгорания и их взрывном горении. Причем, наличие повышенной концентрации кальция в пакете моющих присадок явление усиливает, а вот цинк, фосфор и особенно молибден резко уменьшают риск LSPI. Эффект ослабевает при использовании свежего масла и усиливается вместе с его старением. Также выявлена корреляция с октановым числом бензина, менее всего случаев LSPI отмечено на «сотом» бензине. Данных получено много, но самой первой компанией, выдвинувшей практическое решение по предотвращению LSPI стала General Motors. Рецептура вышедшего в 2010 году допуска dexos 1™ была откорректирована для предотвращения эффекта и получила название dexos 1™ Gen 2. Естественно, подробности решения являются know how компании, что не помешало американским производителям приобрести лицензию и начать производство специального масла для проблемных двигателей. Подтянулись и организации по стандартизации. Уже в мае 2018 года выходит обновленная версия стандарта API –API SN plus, активно готовится обновление требований по спецификации ILSAC – ILSAC GF6, готовящейся к выходу не позднее 2019 года. Все эти стандарты уже учитывают требования по предотвращению явления LSPI.
Компания Liqui Moly, как ведущий мировой производитель высококачественных масел, не осталась в стороне и стала одной из первых европейских компаний, выпустивших масло по лицензии dexos 1™ Gen 2 - Special Tec DX1 5W-30. Это НС-синтетическое маловязкое масло предлагается использовать, прежде всего, в проблемных двигателях GM, но возможно заливать в двигатели аналогичных конструкций и других производителей, в том числе Ford EcoBoost, Toyota, Chrysler, Honda, Hyundai, Kia, Mazda, Nissan. Фирменная черта масел Liqui Moly в использовании молибденовых соединений в составе пакета присадок реализована в полной мере. Главный принцип Компании – «Все из одних рук», а также эффективность и безопасность в использовании.