Проектирование современного двигателя начинается с камеры сгорания. От ее формы и организации процесса газообмена, продувки, зависят такие важные показатели как мощность и экономичность системы. Клапаны являются частью камеры сгорания, и от их состояния напрямую зависят характеристики двигателя.
Компания BMW еще в 90-е годы проводила исследования о влиянии загрязнений клапанов двигателя на мощность и выявляла пробег, при котором показатель может снизиться до критических значений. Было выявлено,что за пробег порядка 10 тысяч километров загрязнения от некачественного топлива способны снизить мощность двигателя на 30%, а пробег по маршруту Москва — Санкт-Петербург эквивалентен по накоплению загрязнений 10 тысячам километров пробега по Европе.
С тех пор качество топлива значительно улучшилось, но несмотря на это, проблема загрязнения клапанов продолжает быть актуальной. Причина в конструкции мотора. В большинстве двигателей топливо впрыскивается непосредственно на разогретый клапан. Эта конструкция получила название MPI. Тарелка клапана всегда сильно разогрета, вследствие чего топливо не успевает полностью испариться и начинает коксоваться на поверхности клапана.Со временем слой кокса продолжает увеличиваться и этот процесс происходит до тех пор, пока не заполнит большую часть площади воздушного канала. Движок начинает испытывать недостаток воздуха, в связи с чем падает мощность, а расход топлива растет. Чтобы остановить этот процесс, были специально созданы эффективные средства в виде очищающих присадок для клапанов в бензин, которые добавляют в топливо крупные нефтеперегонные заводы.
Но в городском режиме езды, с пробками, длительными прогревами и короткими пробегами, нет условий для надежной работы небольшого количества присадок, уже добавленных в топливо. Поэтому возникает вопрос об очистке клапанов двигателя.
Для этого используются дополнительные присадки, которые позволяют эффективно почистить клапаны. Liqui Moly GmbH предлагает широкий ассортимент топливных присадок, среди которых есть позиция с очистителем клапанов — Ventil Sauber. Рассмотрим подробнее ее действие.
Нагар на клапанах представляет собой частички чистого углерода, склеенные между собой смолистыми веществами, которые образуются при частичном сгорании топлива. Присадка для очистки клапанов растворяет смолу, освобождая мелкие частички углерода. Таким образом, за счет активного действия катализаторов горения, средство обеспечивает полное сгорание как углерода, так и остатков смол. Однократной заливки Ventil Sauber в топливный бак на 40-70 литров топлива достаточно, чтобы полностью очистить клапаны, восстановить мощность двигателя и снизить расход топлива до заявленных заводом-производителем значений.
А вот с очисткой клапанов на двигателях с непосредственным впрыском, типа GDI, FSI, 4D и аналогичных, все значительно сложнее. Многим может показаться, что конструктивные особенности системы нивелируют данную проблему, но на деле все обстоит не так. И нагары на клапанах двигателей с непосредственным впрыском все равно образуются. Процесс происходит более медленно, но все равно протекает.
Образование нагара вызвано присутствием системы EGR. Для улучшения экологических характеристик специальный клапан EGR отправляет часть отработанных газов с частицами сажи и несгоревшего топлива в обратном направлении внутрь впускного коллектора, откуда затем попадает на клапаны. Согласно статистике, за 80-120 тысяч километров пробега на впускных клапанах оседает критичное количество нагара, который по своей структуре значительно плотнее и тверже в сравнении с нагаром обычных движков. Поэтому он не поддается воздействию топливных присадок для очистки клапанов.
Большинство официальных сервисов предлагают клиентам механическую чистку со снятием и разборкой головки блока цилиндров клапанов двигателя. Процесс имеет два ключевых недостатка: высокая стоимость такой очистки и существенные временные затраты на ее выполнение. Но есть альтернатива.
Для очистки клапанов во впускной коллектор подают чистящую жидкость по каплям. Для этого используют тонкий шланг и иглу от шприца. Пока двигатель работает на холостом ходу, капли очистителя попадают на впускные клапаны и постепенно их очищают. За 30 минут работы мотора критичные отложения устраняются.
Но для реализации этой технологии в гаражных условиях необходимо обладать специальными знаниями. В качестве чистящего средства используется очиститель карбюратора MTX Vergaser Reiniger. Определение места подачи чистящей жидкости в системе тоже часто требует специализированных знаний по процессу очистки клапанов двигателя.
Чтобы дать двигателю «второе дыхание», необходимо просто выполнить грамотную очистку клапанов. На двигателях MPI их рекомендуется чистить не реже, чем раз в 2000 километров. Особенно это касается городских условий и зимнего времени года.