Смазочные пасты в авторемонте



В автомобильном обслуживании и ремонте есть области, в которых свойств обычных смазок недостаточно. Прежде всего, речь идет о деталях, подвергающихся сильному нагреву, то есть достигают температур, больших, чем рабочая температура двигателя. Это касается тормозной системы и системы выхлопа. Основа обычных смазок чаще всего углеводородная и она начинает разрушаться при температурах уже около 250 °С. Есть более термостойкие смазки на основе синтетических углеводородов, но они слишком дороги и редки для использования в автомобильной отрасли. Обычную же смазку, производитель может сделать высокотемпературной, добавив твердый смазочный компонент, работоспособный после того, как «сдастся» углеводородная основа. Так рождаются пасты (не путать с мучными изделиями!). В качестве твердых смазочных компонентов могут использоваться порошки металлов: меди, свинца, алюминия и других. Могут использоваться слоистые модификаторы трения: графит, дисульфид молибдена, нитрид бора и другие виды керамики, а также их различные сочетания. Доля твердого смазочного компонента в пастах достаточно велика, более 10%, в отличие от смазок с твердыми добавками, например в смазке ШРУС всего 2-3% дисульфида молибдена, а в монтажной пасте более 30%, и не только MoS2.

Одна из самых старых разработок, паста на основе медного порошка. На рынке существуют десятки вариантов этого продукта. Идея проста – берется консистентная смазка, чаще всего литиевая, замешивается с мелкодисперсными частичками меди и, вуаля! Такая паста предназначена прежде всего для колодок и крепежа выхлопной системы. Работает как антипригарная, препятствует высокотемпературной коррозии и свариванию деталей. За счет того, что может наноситься толстым слоем на обратную сторону колодок, меняет резонансную частоту колебаний деталей тормозной системы при работе и, тем самым, устраняет скрипы и свист.

Но, чтобы медная паста работала именно так, как предусмотрел производитель, недостаточно простого медного порошка, а именно таким путем идут многие производители. Выпуская медную пасту Kupfer-Paste, немецкая компания Liqui Moly GmbH использует свои разработки. Важно, чтобы сохранялся баланс между смазочными и проникающим свойствами. Поэтому используется медь в виде чешуек, причем строго определенного размера. В качестве загустителя в пасте используется не мыло, а бентонитовая глина, в результате паста не имеет температуры каплепадения и не сползает с вертикальных поверхностей под нагревом. Паста выпускается в тюбике, а также в двух видах аэрозольной упаковки, используется при температурах до 1100°С. Паста имеет характерный медный цвет, что делает обработанные детали заметными. Однако не все производители допускают к использованию на тормозных механизмах препаратов с содержанием меди. Связано это с особенностями используемых гальванических покрытий, не дружных с медью, поэтому есть еще несколько продуктов того же функционала, например: Aluminium-Spray.

Aluminium-Spray выпускается только в аэрозольной форме и его главное отличие от медной пасты в усиленной антикоррозионной защите стальных и чугунных деталей. Алюминиевый спрей от Ликви Моли особенно хорош для сборки деталей подвески и тормозов, предупреждая заедание при демонтаже при ремонте. Помимо алюминия, он содержит графит, увеличивающий выдерживаемые температуры до 900°С. Темно-серый цвет с характерным алюминиевым оттенком придает обработанным деталям (особенно суппортам) вид новых. Смазка практически не вымывается водой и спокойно сохраняется на деталях до следующего обслуживания. Ограничений по использованию не имеет.


Самым стойким продуктом является недавно обновленная формула антискрипной пасты Bremsen-Anti-Quietsch-Paste на синтетической основе. Она содержит ламинарный нитрид бора и абсолютно химически инертна. Рабочие температуры достигают 1200°С, цвет серо-голубой, великолепная адгезия. Прямой перевод названия с немецкого – «антискрипная» паста указывает на основной способ использования – нанесение на тормозные колодки (нерабочая часть) и пропитки «бутерброда» антискрипных пластин для устранения звуков при работе механизма. Так же ей обрабатываются боковые поверхности колодок, трущиеся о направляющие пазы суппорта. Паста хороша и для смазки крепежа ходовой части, особенно «развальных» болтов. Выпускается в тюбике, в двух видах аэрозоля и в уникальной упаковке с кисточкой для удобства нанесения и дозировки.



Еще одна керамическая паста выпускается Liqui Moly GmbH как для автомобильного, так и промышленного сектора - Keramik-Paste. Её особенность в том, что жидкая основа пасты довольно быстро высыхает, оставляя керамический порошок на сопрягаемых поверхностях трения деталей как сухую смазку. Эта паста абсолютно химически инертна, поэтому обрабатывать можно детали, работающие в сильно кислой или щелочной среде. Термостойкость достигает 1400°С, цвет белый. Выпускается как в тюбиках, так и в аэрозольной фасовке.


Для двигателей и других силовых агрегатов Liqui Moly выпускает монтажную пасту LM 48 Spruhpaste, основная задача которой, восполнить недостаток смазки (противозадирная) при первом пуске после сборки агрегата. Эта сухая смазка перед сборкой напыляется на поршни, шейки распредвала и коленвала, стержни и толкатели клапанов, оси турбин, шестерни и т.п. детали, штатная смазка которых не поступает сразу после пуска. Испытания этой пасты в кольцевых гоночных командах показала, что практически исключаются задиры на вкладышах при гоночных нагрузках, ведь спортивные двигатели никто не обкатывает. Паста содержит дисульфид молибдена и графит, имеет термостойкость до 450°С, цвет темно-серый и выпускается в виде аэрозоля, тубы и в жестяных банках по килограмму. Паста наносится в небольшом количестве, действует не только при первом пуске, но является и страховкой в дальнейшей эксплуатации агрегата.


В совершенно специфической области работает паста для установки дизельных форсунок и свечей накаливания Pro-Line Injektoren- und Gluhkerzenfett. Это антипригарная и антикоррозионная паста используется для установки длинных форсунок системы Common Rail в головку блока дизельных двигателей. По функционалу соответствует оригинальной смазке Mercedes Benz Spezialfett A 001 989 42 5110, цена которой за 50 гр. достигает полутора тысяч рублей и то, если удастся достать. Паста Injektoren- und Gluhkerzenfett полусинтетическая, на неорганическом загустителе с твердыми смазывающими компонентами, состав которых не разглашается. Термостойкость до 1400°С, цвет серо-белый, консистенция сметанообразная.

На этом список паст Liqui Moly, используемых при производстве и ремонте не исчерпан, мы рассмотрели только те, что используются для смазки и облегчения движения деталей. Остальное рассмотрим в следующих статьях.