Всё, что Вам нужно знать о моторных маслах

Важный элемент автомобиля

Когда люди говорят об автомобилях, они мечтают прежде всего об их техническом совершенстве, и очень редко поют хвалебную песню моторным маслам. А это неправильно, потому что сегодня моторные масла - это не просто смазочные материалы, они позволяют уменьшить износ и препятствуют старению двигателя, более того они сокращают расход горючего. Современные моторные масла – высокотехнологичный продукт. Об этом мы и поговорим в этом досье. Мы не собираемся объяснять Вам, какое масло подходит для Вас. Вам достаточно заглянуть в инструкцию по эксплуатации Вашего автомобиля, так как в ней указана необходимая спецификация и допущенные изготовители. Мы расскажем об активной разработке смазочных материалов, о том, какую роль играют присадки и что могут сказать следы в моторном масле о состоянии двигателя.

Главное – правильно смешать – так получается моторное масло

Сегодня на прилавки магазинов в Германии ежегодно поступает до 250 000 тонн моторных масел. Но прежде чем то, что покоится в дальних странах на глубине многих сотен метров, превратится в готовое к использованию моторное масло и окажется в обычном двигателе внутреннего сгорания, - оно пройдёт долгий путь.

По шести трубам одновременно готовая жидкость цвета меда наполняет маленькие резервуары, двигающиеся по ленте конвейера – шесть дней в неделю. Это канистры вместимостью 0,5 литра, 1 литр, 4 литра и 5 литров. Бывают и бочки. Они сразу едут дальше. Закрутить крышку и приклеить этикетку – естественно всё автоматически. Роботы снимают канистры с ленты конвейера, упаковывают в коробки, ставят на паллеты. Водитель автопогрузчика забирает их и отвозит готовый к отправке груз на промежуточный склад.

Иногда грузовик уже ждет, чтобы прямо отвезти заказанный груз конечному клиенту. Ежедневно 400 тонн моторных масел покидают территорию завода по производству масел в Саарлуисе в земле Саар. Редакция журнала «Auto motor und sport» внимательно ознакомилась с технологией производства.

Сегодня без нефти почти ничто не работает. Не случайно этот ископаемый энергоноситель (в необработанном виде его называют сырой нефтью) из-за его экономического значения называют черным золотом. Сегодня это, пожалуй, самое важное промышленное сырье. Оно используется в различных отраслях и бытовых продуктах, в частности в производстве косметики, пластмасс, медикаментов. Сырая нефть необходима для производства электричества и является основой горюче-смазочных материалов.

Только последних в Германии ежегодно продаётся более миллиона тонн. Это в том числе трансмиссионные, автоматические, турбинные, промышленные масла, масла для металлообработки. И примерно четвертую часть составляют моторные масла.

Из Абу-Даби в Саарлуис

Если говорить упрощённо, то для того, чтобы из сырой нефти получить качественное моторное масло, нужно сделать три шага. Прежде всего, выкачать сырую нефть из огромных нефтяных месторождений - прежде всего в Объединенных Арабских Эмиратах, США и России - с глубины до 8500 метров, затем на танкерах или по трубопроводам доставить её на нефтеперерабатывающие заводы, где она «очищается». То есть: перегоняется, рафинируется, депарафинизируется, сепарируется и т.д. Для лучшего понимания: сырая нефть состоит из более чем 500 компонентов. В конце остается, базовое масло, из которого такие производители как LIQUI MOLY создают масла, которые позволяют сохранять внутренности мотора в хорошем состоянии. Каким образом? Секрет кроется в рецептуре и многолетнем опыте.

Завод на котором LIQUI MOLY выпускает свои масла, был основан в 1847 году, с 2006 года является 100-процентным дочерним предприятием Liqui Moly. 310 сотрудников, включая лаборантов и техников-химиков, инженеров и инженеров-мехатроников, они работают в трехсменном режиме на полную мощность, так, чтобы к концу рабочего дня так же работал двигатель в автомобиле.

Завод получает базовое масло из порта в Роттердаме. Этот материал доставляют судами по Рейну, Мозелю и Саару в Диллинген, недалеко от которого в Саарлуисе и находится компании. Там у компании десять собственных резервуаров, совокупный объем 18 миллионов литров. Грузовик-цистерна из собственного автопарка компании вмещает около 25000 литров. До 15 таких грузовиков въезжают ежедневно на территорию компании общей площадью 2,5 га и за 40 минут сгружают весь груз в буферные резервуары вместимостью 100 кубометров. Учитывая такие объёмы, вполне естественно, что Михаэль Шоллер, начальник отдела научных исследований и конструкторских разработок, хочет знать перед дальнейшей обработкой, соответствует ли качество базового материала предъявляемым требованиям. «Мы исходим из того, что общая стоимость товара составляет от 800 000 до 2 миллионов евро за одну поставку». Поэтому в порту Роттердама проверкой качества занимается аутсорсинговая компания. И только после того, как она даёт добро танкер движется в направлении земли Саар.

Вторую проверку производит сама компания перед приёмкой в Диллингене. Ещё одна производится непосредственно на заводе. Если всё нормально, то через 45 минут из лаборатории поступает команда «поехали».

И тут в дело вступают опытные повара: все моторные масла производятся по своим рецептам. Требования к смазочным материалам растут. По мнению Шоллера это связано прежде всего с ужесточением требований ЕС к выбросам. Такие технологии, как уменьшение объёма двигателей и двигатели с непосредственным впрыском, а также использование альтернативных видов топлива, влияют и на производство моторных масел: «Раньше мне было достаточно одного моторного масла для различных типов двигателей разных производителей. Теперь это становится всё сложнее. Универсальных моторных масел сейчас практически нет», - объясняет Шоллер. Требования всё больше специфицируются. И в будущем они наверняка не будут мягче. Наоборот: сейчас у большинства производителей свои нормы ОЕМ. Чтобы соответствовать этим нормам, Liqui Moly находится в тесном контакте с поставщиками присадок и с самими производителями. Шоллер и его команда в частности стараются получить допуск для производителей почти всех двигателей. И только за одно это предприятие платит полмиллиона евро в год.

Вернёмся в Саарлуис.

Помимо базового масла (его доля в зависимости от вида масла составляет 65 – 80 процентов) моторное масло на 20 – 35 процентов состоит из комплекта присадок (подробная информация на эту тему далее), и отдельной присадки для улучшения вязкостно-температурных свойств (до 10 %). Последняя – полимерная. Она оптимизирует вязкостно-температурный режим для сохранения постоянных свойств моторного масла, что позволяет использовать его и зимой, и летом.

Как смешивать?

При производстве всесезонных масел Шоллер использует два разных метода смешивания в зависимости от объёма заказа. При методе с получением смесительных резервуаров (миксеров) один из десяти смесительных резервуаров объёмом 3.3 - 22 тонн – из распределительной станции наполовигну наполняется базовым маслом и нагревается примерно до 70 градусов. Потом поочерёдно добавляются присадки. Для перемешивания используется электрический смеситель. В конце подмешивается недостающее базовое масло. После очередной проверки в лаборатории начинается фаза охлаждения, прежде чем моторное масло подаётся в один из 150 запасных резервуаров, где и будет находиться до финального распределения по ёмкостям. Второй метод называется поточным смешиванием. При этом методе отдельные компоненты подаются из своих резервуаров не по очереди, а одновременно, по одной трубе. В таком общем потоке перемешивание происходит за счёт завихрённого движения. Преимущество: в течение 90 минут можно получить до 80 тонн моторного масла. Следовательно, когда речь идёт о больших объёмах, метод поточного смешивания предпочтительней.

Скоро станет ненужным?

В конце моторным маслом наполняется мелкая тара. Ежедневно до 130 000 канистр (только канистр!) проходят на наливную установку. Вроде бы бизнес идёт хорошо, но как долго ещё? Факт состоит в том, что число новых допущенных к использованию электромобилей растёт быстрыми темпами, а им, как известно, моторное масло не нужно. Нет причин для паники, - считает Михаэль Шоллер: «В электромобилях тоже используются смазочные материалы, например, в гидравлике». Кроме того он исходит из того, что ДВС будут использоваться ещё достаточно долго. И в этом он прав: в конце концов плагин-гибридным автомобилям – их часто называют промежуточной технологией – тоже нужны смазочные вещества. «У гибридных автомобилей из-за установленных в них аккумуляторов температура немного выше Двигатели работают не так ровно. Это большая нагрузка», - приводит свой аргумент Шоллер. Поэтому как раз для гибридных автомобилей необходимы новые моторные масла: «И они появятся на будущий год», - говорит он с оптимизмом.

Базовое масло – основа всего

Базовые масла подразделяют на пять групп. Группы I, II и III – это минеральные масла, группы IV и V – синтетические масла. Если раньше основу будущих моторных масел составляли в первую очередь группы I и II, то сегодня они уже не отвечают необходимым требованиям, и в последние 20 лет производители используют в основном группу III. Потому что так называемые гидрокрекинговые масла - это высококачественные масла по привлекательной цене. Полиальфаолефины (ПАО) группы IV также обладают хорошими низко- и высокотемпературными свойствами, но при этом стоят примерно в три раза дороже, чем масла группы III. Группа V в основном используется для производства промышленных масел.

Когда пластовое давление падает, глубинные насосы начинают качать дремлющую в пластах нефть наверх.

На танкерах и по нефтепроводам добытая сырая, ещё не переработанная нефть подается на нефтеперегонные заводы, где разделяется на компоненты.

Танкер перевозит базовое масло из Роттердама по Рейну, Мозелю и Саару к месту назначения – в Диллинген на промежуточный склад.

Привезённое базовое масло хранится до дальнейшей переработки в десяти резервуарах общей наполняемостью 18 миллионов литров.

Ежедневно около 15 автоцистерн поставляют на завод базовое масло, ещё 5 обеспечивают завод комплектами присадок.

Доверяй но проверяй: каждая партия проверяется. Химики в лаборатории проверяют вязкость, плотность и инфракрасный спектр.

С распределительной станции – материал поступает в смесительные резервуары.

Для оптимизации свойств моторного масла, к базовому маслу добавляется пакет присадок, присадка для улучшения вязкостно-температурных свойств.

У канистр до 5 литров розлив, завинчивание пробки и этикетирование производятся автоматически.

Помимо канистр масло разливается и в бочки объёмом до 200 литров. Для поставки используются грузовики.