Замена тормозных колодок дисковых тормозов


Следить и обслужить тормозную систему можно в большинстве случаев самостоятельно и при минимуме инструментов. Контролировать состояние тормозных колодок и обслуживать тормозную систему следует при каждом ТО автомобиля. Но тормозные колодки очень часто служат дольше, чем принятый у нас интервал ТО в 10 тыс км.

Для контроля колодок следует вывесить колесо автомобиля, обязательно подставив какую-либо страховку, не полагаясь на штатный домкрат. Далее, снимаем колесо и очищаем механизм тормоза снаружи. Эффективно использование металлической щетки и сжатого воздуха. Из очищенного суппорта вынимаем тормозные колодки, оценить их состояние объективно можно только сняв их.

Личный опыт. Ваш покорный слуга имел личный негативный опыт оценки состояния колодок снаружи, без разборки. Так снаружи колодки смотрелись практически новыми, а на тормозном стенде не позволили пройти техосмотр, показав очень большую разницу в силе по осям. Я снял колодки и все стало ясно – трещины от перегрева по всей поверхности фрикционных накладок – конечно, это замена колодок, но вернемся к сегодняшней теме.

Снятые колодки следует тщательно осмотреть на предмет наличия трещин и отслоений «ферродо», а также коррозии стального основания. Оценить остаточный ресурс. Напомню, колодки нуждаются в немедленной замене при указанных дефектах и толщине накладок менее 2 мм. Большинство колодок дисковых  тормозов имеют поперечную проточку на 2\3 фрикционного слоя, эта проточка способствует отводу газов при торможении и, одновременно, служит показателем работоспособности. Если от проточки остался только легкий след, то колодки безжалостно меняются на новые, как и в случае, если толщина накладок не позволит доездить до следующего ТО. 

Индикаторы износа колодок. На некоторые колодки производитель ставит датчики износа, при минимальной толщине накладок, замыкающие свой контакт на массу, при этом загорается сигнал об износе колодок на приборной панели или сигнал идет в бортовой компьютер, но эта система не надежна на 100%. 



Датчики износа такого типа используются в основном европейскими производителями, азиатские идут по более простому, эффективному и безопасному, но не слишком комфортному для водителя пути. На внутреннюю колодку приклепывают пружинку специальной формы («скрипун»), которая при критичном износе фрикционной накладки начинает цеплять за поверхность тормозного диска и издает резкий неприятный звук.



Этот звук и сигнализирует водителю о необходимости купить новые колодки.

Итак, если колодки не имеют следов коррозии, расслоения, трещин фрикционного слоя и толщина накладки более 5 мм, то они вполне способны работать до следующего ТО.

  

Однако, обслуживание тормозной системы на этом не заканчивается. Сами колодки и их посадочные места необходимо очистить от грязи, чтобы они не заедали в пазах и смазать. Как для новых, так и для уже работавших колодок используется антискрипная антипригарная паста Liqui Moly Bremsen-Anti-Quietsch-Paste. Это паста на синтетической основе с содержанием микрокерамики, имеет термостойкость до 1100°С, её основная функция – предотвращение паразитных вибраций при торможении, то есть такого противного нам скрипа. Также, паста защищает от коррозии и попадания воды, влаги в сопряжения тормозного механизма. Она очень хорошо подходит для пропитки «бутерброда» антискрипных пластин, которые используются при монтаже колодок. Кстати, если старые противоскрипные пластины находятся в приличном состоянии, то менять их вместе с колодками нет необходимости. Достаточно хорошо их очистить и обновить смазку.

Направляющие пальцы суппорта. Нуждаются в обязательном контроле при смене колодок. От их свободной посадки зависит комфорт при торможении и ресурс свежих колодок.



На автомобилях приблизительно до 2010 года выпуска использованы направляющие пальцы без полимерного покрытия их заменять вместе с колодками не нужно и они могут очищаться достаточно грубыми способами: металлической щеткой, наждачной бумагой и подобными инструментами. Но с начала 10-х годов в ходу детали с полимерным антифрикционным и антикоррозионным покрытием, что исключает их механическую очистку и, часто, при наличии повреждений, заменять направляющие пальцы вместе с колодками. Об этом следует помнить при заказе запчастей.

При установке направляющие пальцы суппорта необходимо смазать, причем избыток смазки, её выдавливание из-под резиновых пыльников недопустимо. Надо знать, что смазки для направляющих пальцев старой и новой генерации различаются. Для старых образцов используются смазки с высокими антизадирными свойствами на основе силиконов или ПАО (полиальфаолефиновая синтетика). А для пальцев с покрытием – антикоррозионная смазка на основе полиалкиленгликолей, ближайших химических родственников тормозных жидкостей. В ассортименте Liqui Moly представлены смазки обоих поколений, первого - Anti-Quietsch-Paste. И второго - Bremsenführungsstiftefett, обе смазки упакованы в пластиковые пакетики, одного пакетика достаточно для двух тормозных механизмов.

Самая сложная технологическая задача при замене колодок – утапливание тормозных поршней в цилиндры.



Профессионалы имеют специальный инструмент, а владелец при самостоятельной работе вынужден использовать подручные средства: отвертки, монтировки, широко  разводящиеся пассатижи, в просторечии «геббельсы» или струбцину. В интернете много публикаций по этому поводу.

Выбор колодок. Мы привыкли к тому, что запчасти делятся на оригинал и автомаркет (что дешевле). Многие отдают предпочтение последней категории, логично заявляя, что «чай в Англии не растет» и намекая на то, что автопроизводители не делают колодки самостоятельно, а заказывают у сторонних производителей. Но различия в колодках не ограничиваются «оригинальностью». Даже в пределах одного производителя, например Brembo или Ferrodo, колодки на одну и ту же модель отличаются жесткостью и составом фрикционной смеси. Они рассчитаны на разные условия эксплуатации и могут обеспечивать разное торможение - мягкое, среднее или жесткое и резкое. Есть и национальные различия, мягким торможением отличаются азиатские и японские колодки, а вот европейские в целом много жестче. Эти моменты и собственные предпочтения следует учитывать при заказе запчастей. Часто, при покупке колодок, производитель прикладывает к набору дополнительные элементы: болты крепления скобы суппорта, смазки и т.п. Так, например, поступает Volkswagen. А вот у Toyota все компоненты следует заказывать отдельно, что неудобно. При заказе нужно отдать предпочтение самым полым наборам. Поможет грамотный продавец.  

Вся технология обслуживания тормозной системы подробно расписана здесь.

Как видите, никаких особых сложностей в самостоятельной замене колодок нет, один раз попробовав, вы поймете особенности собственного автомобиля и в дальнейшем трудностей не будет.