Кольцевые Гонки: Моторное масло Liqui Moly выдержит перегрев!
Перегрев двигателя - всегда большая проблема. Он почти никогда не остается без последствий для мотора. При перегреве сразу же начинается интенсивное образование задиров на стенках цилиндров. А затем, очень скоро, происходят деформации головки блока цилиндров, деформации вкладышей, и т.д. Если мотор работает при повышенной нагрузке на высоких оборотах, даже кратковременный перегрев обычно вызывает очень тяжелые повреждения, для устранения которых требуется капитальный ремонт двигателя. В наиболее экстремальных случаях перегретый мотор может просто взорваться. Взрывы двигателей из-за перегрева - довольно обычное дело в гонках Формулы 1. Они иногда происходят и в других формульных сериях, таких как американский CART, Российская Формула 1600, а также в гонках спортпрототипов и дрэгстеров. Это и неудивительно, ведь в этих гонках используются сверх-форсированные двигатели, работающие на очень высоких оборотах. Причина повреждений двигателя при перегреве - не просто повышение температуры само по себе. Основная причина повреждений - нарушение вязкостных свойств моторного масла при экстремально высокой температуре. Любое моторное масло рассчитано на использование в строго определенном диапазоне температур. Температурный диапазон моторного масла в основном определяется двумя его характеристиками: кинематической и динамической вязкостью. Кинематическая вязкость измеряется в капиллярном вискозиметре и показывает, насколько легко масло течет при данной температуре под действием силы тяжести в тонкой капиллярной трубке. Динамическая вязкость измеряется в более сложных установках - ротационных вискозиметрах. Она показывает насколько меняется вязкость масла при изменении скорости перемещения смазываемых деталей относительно друг друга. С увеличением скорости относительного перемещения смазываемых деталей вязкость снижается, а с уменьшением - возрастает. При перегреве вязкость моторного масла падает ниже определенного предела. А при высоких оборотах, когда детали двигателя движутся относительно друг друга на очень высокой скорости, разжижение масла в зонах трения становится просто катастрофическим - маслянная пленка между деталями двигателя разрушается полностью. В результате, поршни, например, начинают тереться о стенки цилиндров практически всухую. А это не только вызывает интенсивные задиры, но и еще больше повышает температуру из-за увеличившегося трения. Обычно температура максимальна в подшипниках коленчатого вала и в зоне поршневых колец. Даже в обычных условиях эксплуатации температура масла там может подниматься до 180-200 градусов, а при кратковременном перегреве - до нескольких сотен градусов. Поэтому, максимальные разрушения происходят именно там. Процедура сертификации моторных масел по SAE (J300) включает определение кинематической вязкости при 100 градусах и динамической вязкости при 150 градусах. Например, для масла вязкостью SAE 10w60, кинематическая вязкость при 100 градусах должна быть не ниже 21.9 мм2/с, а динамическая вязкость при температуре 150 градусов - не ниже 3.7 мПа с, при скорости сдвига 106 c-1. Высококачественные моторные масла крупных западных компаний, прошедшие испытания по SAE, API, ACEA, и ILSAC прекрасно работают в этих пределах и в сущности мало отличаются друг от друга. Различия между ними больше всего проявляются при таких экстремальных температурах и нагрузках, при которых обычные моторы в штатном режиме не работают никогда. Дорогие масла обычно обладают лучшими вязкостно-температурными характеристиками. Как всегда, за качество приходится доплачивать. Это и понятно, ведь разработка и производство моторного масла способного нормально работать не теряя своих свойств, скажем, при -50 и +500 градусах может стоить баснословно дорого. Многие производители экономят, прекрасно понимая, что сверхвысокий температурный диапазон совершенно не важен для обычного автолюбителя. До тех пор, конечно, пока у него случайно не соскочит или не прорвется шланг системы охлаждения. Тогда цена вопроса - несколько сотен долларов, потраченных не ремонт двигателя. Тем не менее, достижение максимального вязкостно-температурного диапазона моторного масла чрезвычайно важно в мире автомобильного спорта, в особенности в наиболее технически сложном и элитном его виде - в гонках формул. Любители автомобильного спорта знают, что и в нашей стране есть своя профессиональная формульная серия - Формула 1600. Гоночный автомобиль Формулы 1600 обычно построен на базе шасси Dallara, Lotus-Reynard, и Opel-Lotus. Однако двигатель используется отечественный - восьмиклапанный, производства ВАЗ. Это сделано для того, чтобы не допустить "гонки вооружений" и снизить общую стоимость машины. Двигатели Формулы 1600 проходят глубокую подготовку, включающую замену распредвала, поршней, программы управления, системы смазки и т.п. Для того, чтобы масло не отливало при прохождении поворотов на предельной скорости, в гонках Формулы 1600 используются системы смазки с сухим картером. Мотор Формулы 1600, при столь небольшом объеме - 1600 куб.см. - развивает мощность около 170 л.с.! Обычно двигатели работают в диапазоне 7-9 тыс. оборотов в минуту, а в условиях гонок и тестов нередки случаи, когда пилоты раскручивают двигатель до 10 тысяч оборотов! Моментная характеристика двигателя Формулы 1600 соответствует серьезным гоночным классам и больше напоминает Формулу 1 или Формулу 3. Это очень "злой" мотор, в обычном режиме работающий на высоких оборотах. Он принципиально отличается от почти стандартных двигателей, используемых в любительских гоночных классах. Конечно же, двигатели с такими характеристиками не обладают большим ресурсом и требуют очень серьезного и квалифицированного отношения. На гоночных машинах Формулы 1600 стоят системы профессиональной телеметрии, обычно Pi Research - официального поставщика Формулы 1. Телеметрия контролирует множество параметров работы двигателя: обороты, давление масла, температуру охлаждающей жидкости, напряжение бортовой сети и др. После каждой гонки мотор подвергается полной разборке для оценки его состояния и замены вышедших из строя деталей. Поэтому опыт использования моторных масел на сверхфорсированных двигателях формул в сложнейших условиях кольцевых гонок может многое сказать об их свойствах и качестве. В этом плане особенно интересен опыт команды "Формула Z" - одного из лидеров Формулы 1600, Чемпиона России 2002 г. в командном зачете, испытывающей в нынешнем сезоне серьезные технические проблемы. На нескольких гонках Чемпионата России пилоты команды были вынуждены сойти из-за поломок шасси, приводов, проблем с электроникой. А были ли проблемы с двигателями? В гоночном сезоне 2003 г. Формула Z полностью перешла на использование синтетического моторного масла компании LiquiMoly - Synthol Racetech GT1 10w60. Опыт команды, подкрепленный объективными данными гоночной телеметрии, свидетельствуют о том, что Synthol Racetech отличается необычной широтой и высокой стабильностью вязкостных показателей в самых экстремальных условиях. Аналогичные высококачественные гоночные моторные масла других производителей в экстремальных условиях могут терять свои свойства, например разжижаться, что вызывает кратковременные провалы давления масла. Однако, при использовании LiquiMoly Synthol Racetech 10w60 ничего подобного не наблюдается - давление масла всегда остается стабильным. Это очень важно - ведь когда мотор крутится под 9000 оборотов, даже кратковременное снижение давления масла может приводить к "закусыванию" вкладышей! О качестве моторного масла LiquiMoly Synthol Racetech свидетельствует тот факт, что при его использовании в сезоне 2003 г. команда не имеет серьезных механических проблем с двигателями. Потенциальных же причин для таких проблем было очень много - ведь техника стара и изношена, а крупнейшие российские компании пока не спешат оказывать спонсорскую поддержку, вкладывая деньги в отечественный автоспорт. На втором этапе Кубка Восточной Европы в Эстонии (Российские гонщики завоевали там Кубок Наций) пилот команды Формула Z, Чемпион России прошлого года Виктор Шайтар на тренировке перегрел двигатель своей Даллары. Причина перегрева оказалась банальной - от вибрации разрушилось крепление аккумуляторной батареи, которая стала свободно болтаться и в итоге порвала один из шлангов охлаждения. Антифриз потихоньку вытекал, а его температура стала катастрофически расти. Виктор - очень опытный пилот, поэтому ему удалось среагировать предельно быстро - он заглушил мотор как только загорелся аларм системы телеметрии. Тем не менее, анализ данных показал, что температура охлаждающей жидкости превысила 150 градусов. И это на оборотах под 8000! Хотя признаков механических неисправностей и не наблюдалось, техники команды были уверены в том, что серьезных повреждений двигателя избежать не удалось. Об этом говорил весь опыт предыдущих гонок. Поэтому Виктору пришлось ехать гонку на неподготовленной запасной машине. После приезда в Москву, мотор разобрали - и удивились. Никаких задиров или других повреждений поршневой! Правда немного деформировалась алюминиевая головка блока цилиндров. Ее и поменяли. А через неделю Формула Z выехала в Санкт Петербург, на этап Чемпионата России. На всякий случай взяли с собой запасной мотор для Даллары Виктора - по "закону подлости" ожидалось, что мотор сломается в самый неподходящий момент - перед гонкой. Однако Виктор отъездил все тесты и тренировки и никаких проблем не возникло. Поздно вечером перед квалификационным заездом, назначенным на утро следующего дня, еще раз провели диагностику мотора. На этот раз "закон подлости" сработал - давление масла стало иногда на короткое время падать. Первой пришедшей в голову идеей было - "надо на всякий случай срочно ставить запасной мотор!" Однако, новый мотор не прошел проверку на тестах - от него можно было ожидать еще больших сюрпризов. Поэтому, после недолгих раздумий решили для начала просто залить свежее масло. Так и сделали. И проблемы с давлением сразу же исчезли! Перед квалификационным заездом от двигателя все еще ожидали сюрпризов и Виктора просили не слишком "мучить" мотор. Поэтому на квалификации пилот Формулы Z показал лишь четвертое время. После этого, перед гонкой, двигатель проверили еще раз - никаких проблем! А затем, стартовав с четвертой позиции, Виктор Шайтар проехал всю гонку среди лидеров и финишировал третьим с минимальным отрывом от второго места! Подняться выше на подиуме Виктору помешали лишь перебои в работе двигателя на последних кругах, не позволявшие совершить обгон. Вновь стали появляться провалы давления масла. Скорее всего, перегрев мотора на международной гонке в Эстонии все-таки не остался без последствий. Тем не менее, после столь серьезного перегрева гоночный болид без проблем проехал несколько тестов, тренировок, и целую гонку! По мнению Президента команды Формула Z Николая Ветрова "за свой успех команда должна благодарить не только пилотов и техников, но и моторное масло LiquiMoly Synthol Racetech 10w60. Будь у нас другое масло, мы не смогли бы избежать не только схода с дистанции, но и замены двигателя. А это - очень большие деньги!"