Gute Fahrt: Средства по уходу за салоном автомобиля

"Gute Fahrt" проводит тест: десять средств по уходу за салоном автомобиля – качественная автокосметика или же излишние расходы? Сопоставим вред и пользу, проведя тщательные лабораторные исследования, а также практические тестирования.

Реклама звучит многообещающе: вы должны ухаживать за салоном вашего автомобиля, обрабатывая его детали необходимыми средствами, защищающими от загрязнений и столь вредных ультрафиолетовых лучей, и даже можете снизить образование электростатического напряжения. Этот совет хорош для улучшения продажи немецкой автохимической продукции, средств по уходу за салоном автомобиля и спреев для обработки деталей салона. Во многих отношениях при упоминании об этой группе продукции напрашивается сравнение с косметическими средствами: не каждый соглашается с ее применением и знает о всех ее плюсах. Тот же, кто использует эти средства, знаком с их действием, однако действительно ли результат будет одинаков в каждом случае – это уже неизвестно.

Особенно удивляет следующее: на сегодняшний день для оценки этих столь часто применяемых средств по уходу за автомобилем не может быть проведен ни один стандартизированный тест или контроль качества среди производителей автохимической продукции. Кроме того, в состав различных поверхностей салона автомобиля могут входить некоторые «коварные» вещества, как, например, полипропен (ПП), акрилнитрил-бутадиен-стирол (АБС), поливинилхлорид (ПВХ) или термопластичные олефины (ТПО), частично покрытые специальными лаками. Таким образом, лаковое покрытие придает хрупкому жесткому пластику приятную, мягкую поверхность, а легкое матовое лакирование придаст привлекательный вид мягкому пластику приборной панели. К сожалению, пластиковые и лаковые поверхности реагируют на масляную эмульсию этих средств совершенно по-разному: если на некоторых поверхностях улучшается цвет, то на других, скорее всего, происходит обратное. Этот феномен особенно нагляден при обработке мягким лаком деталей из твердого пластика. То же самое относится к такого рода блеску, который, по сути, вовсе нежелателен. Серые, черные и приглушенные цвета с матовым сиянием доминируют в интерьере современных автомобилей – здесь недопустим жирный блеск, словно от дешевой косметики. Между тем, все производители средств по уходу за салоном автомобиля предлагают продукцию для получения матового и шелкового блеска, руководствуясь при производстве изменяющейся модой. В целом, выбор продуктов автокосметики огромен, и каждый производитель может предложить до десяти различных средств – для покупателей выбор становится настоящей мукой. В этом случае выбор и применение товара осуществляется благодаря индивидуальным предпочтениям: если речь идет о том, чтобы удалять легкие загрязнения, не изменяя при этом текстуру чувствительной поверхности, с другой стороны имеются такие прочные синтетические материалы, как, например, стеклонаполненный полиамид, которые крайне подвержены процессу старения. В связи с этим, спрос на продукцию по уходу за автосалоном внешне и внутренне очень разнится, что, в свою очередь, приводит нас к дифференциации тестового контроля. Именно поэтому “Gute Fahrt” планирует к лету 2006 года проведение специального тестирования наружного применения средств по уходу за автосалоном.

Для нынешнего же тестирования мы отобрали десять различных средств распылителей с эффектом матовой поверхности – преимущественно продукцию производителей, специализирующихся на средствах по уходу за салоном автомобиля. Чистые спреи для салона (Aral, Caramba, Liqui Moly, Shelll и VW) подходят для обработки салона автомобиля; Armor All, Autosol, Nigrin, Liqui Moly, Sonax и Dr. Wack рекламируют средства, пригодные как для внутреннего, так и для наружного применения. Главным критерием оценки является инструкция к применению – таким образом, каждый продукт мог заработать максимум три пункта [...]

Что касается непосредственно применения, то здесь нас интересовало, насколько легко наносится данное средство…

Довольно неприглядным оказался вопрос совместимости материалов. Большинство тестируемых средств обладало значительной способностью разрушения материала. Мы начали с изучения образования трещин от напряжения: входящий в состав распылителя непригодный эмульгатор (ПАВ), может привести к разрушению оптического пластика (поликарбонат). Стекло автомобильных фар, например, равно как и внутренняя сторона покрытия тахометра состоит именно из этого механически стабильного, однако химически чувствительного вещества. В связи с этим уже много лет существует Положение о контроле DIN 53499, согласно которому пластиковый материал помещается на 48 часов в камеру, нагретую до 80ºС – условия вполне оправданные, учитывая закрытое помещение автомобильного салона в период летней жары и прямых солнечных лучей.

Нажмите, чтобы увеличить: сравнительная таблица По результатам тестов, средство LIQUI MOLY Cockpit Pflege стало победителем по количеству набранных баллов! Нажмите, чтобы увеличить таблицу


Для установления разрушающего эффекта на мягкие пластмассы, которые применяются преимущественно в салоне автомобиля, мы провели еще один стандартизированный тест – установку контакта. Для этого мы нанесли один грамм испытываемого вещества на ватный компресс размером 5х5 см, который затем поместили в центре образца размером 10х10 см, зажав его между двумя стеклянными панелями и придавив килограммовым грузом. После чего данная конструкция должна была храниться в течение семи дней при температуре 60ºС.

При проверке продуктов на чистящие свойства углеводородсодержащие средства, напротив, получили преимущество. В ходе тестирования все десять средств были нанесены на образец оригинального покрытия автосалона, загрязненного специальной серой грязью. После распыления средства и последующего втирания ватным тампоном проявилась очевидная колориметрия, насколько это позволил увидеть стирающийся слой грязи. Средства Aral, Caramba и Liqui Moly показали достаточно хорошие результаты очистки, в то время как остальные вряд ли произвели какой-либо эффект.

Почти неразрешимая задача стояла перед нами в виде двух следующих критериев оценки: с одной стороны, кажется, что выцветшим поверхностям деталей автомобиля, в результате длительного воздействия ультрафиолетовых лучей, легко можно вернуть яркость цвета, с другой стороны, изменение цвета в салоне совсем нового автомобиля нежелательно. Особенно удобно наблюдать подобный эффект на поверхностях, обработанных специальным лаком. Для сравнения эффекта восстановления цвета мы нанесли средство как на искусственно состаренную поверхность, так и на совершенно новый материал. Чтобы изучить процесс разрушения цвета мы рассматривали тестовые пластины из синтетического материала под специальной лампой при помощи таблицы серой шкалы. При положительном воздействии на цвет материала, напротив, различия между искусственно состаренной поверхностью и совершенно новой были настолько незначительны, что лишь посредством цветометрического анализа удалось составить заключение об эффективности испытываемых средств.

При рассмотрении критерия матовая-глянцевая поверхность мы исходили из степени блеска обрабатываемого материала, а также субъективной оценки привлекательности внешнего вида. Лучшей однородной блестящей поверхности добилось средство Liqui Moly [...]

Вывод из проведенных тестирований: современные синтетические материалы в салонах автомобилей редко обесцвечиваются даже после нескольких лет службы и не нуждаются в дополнительной защите от ультрафиолетовых лучей. Поэтому средства по уходу за салоном автомобиля нужны преимущественно лишь для придания материалу «эффекта дороговизны», причем усиление цвета неизбежно приводит к изменению оттенка поверхности. При этом все средства обладают определенными разрушающими свойствами, вредными для обрабатываемых материалов, что явно не играет в их пользу…Однако те, кто придает большее значение хорошей очистке и приличной автокосметике, могут смело довериться средствам от Liqui Moly или Shell.