МАСЛЯНАЯ УГАДАЙКА
Алексей Воробьев-Обухов
За Рулем, 2006, №7
Признаемся: когда мы отдавали на экспертизу купленные в крупнейших магазинах Москвы трансмиссионноые масла группы GL-4 по API, то никак не ожидали, что столкнемся со сложностями в оценке результатов. Оказалось, эти масла нынче выпускают по нескольким национальным и отраслевым стандартам - поди сравни несравниваемое!
Начнем с родного ГОСТ 17479.2-85. К счастью, он почти в точности совпадает с международным SAE J306 JUL98, так что отечественное обозначение ТМ-4 можно считать аналогом заграничного GL-4. Но есть еще и требования ВАЗа и ГАЗа, которые несколько раз менялись, и требования ведущих фирм-автопроизводителей. Вот и пришлось расставлять оценки с оглядкой на столь разные документы, написанные, в буквальном и переносном смысле, на разных языках.
ТАК ИХ ПЫТАЛИ
1. Кинематическую вязкость определяют при температуре 100°С, что соответствует реальной в нагруженной коробке передач. Измерение напоминает песочные часы: чем больше масла вытечет через калиброванную капиллярную трубку за секунду, тем его вязкость меньше.
2. Динамическую вязкость определяют при отрицательных температурах (в зависимости от заявленного индекса по SAE это может быть -26°С или даже -40°С). В цилиндрический сосуд с маслом помещают цилиндр-ротор и электромотором пытаются провернуть последний. По необходимому для этого крутящему моменту на двигателе и рассчитывают искомую величину.
3. Склонность к пенообразованию находят, продувая масло в высоком цилиндрическом сосуде по 5 минут калиброванным потоком воздуха через калиброванный диффузор (похож на диск с дырочками). Хорошее масло при этом не вспенится, плохое уподобится пиву или шампанскому. Высота пены между этими полюсами и есть искомая величина. Высоту пены замеряют сразу после отключения компрессора. (Заметим: повышает высоту пены иногда избыток присадок, заметно улучшающих другие свойства - долговечность, нагрузочную способность, моющие и т.п.)
4. Трибологические (или смазывающие) свойства у нас определяют на ЧШМ - четырехшари-ковой машине, а за рубежом - на шестеренчатом стенде, что мешает сопоставлять требования. В ЧШМ три неподвижных шарика расположены на окружности через каждые 120°, а один в центре над ними вращается. При этом давление на верхний шар постепенно увеличивают, пока машина не издаст звуки и не заклинит - это и есть нагрузка сваривания. Кроме того, через час работы при определенной нагрузке под микроскопом замеряют образующееся на блестящем шарике матовое пятно - пятно износа. Этот параметр для масел GL-4 сегодня не нормирован, но позволяет сравнить их защитные свойства: чем пятно больше, тем, естественно, хуже.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
LIQUI MOLY Hypoid-Getriebeol TDL SAE 75W90 Ориентировочная цена 1 л - 310 руб. Работоспособно до -40°С. Значительно превышает требуемые параметры по нагрузке сваривания. Наше мнение: отлично.
Полную версию статьи читайте в журнале "За рулем" №7, 2006 год.