ВВЕДЕНИЕ

Liqui Moly GmbH — это известная, динамично развивающаяся немецкая компания, история которой насчитывает более полувека. Продукция компании — масла и автохимия — поставляется более чем в 120 стран мира и пользуется неизменным спросом миллионов автомобилистов.

На российском рынке Liqui Moly GmbH представлена с 1997 года и за это время завоевала репутацию надежного партнера и поставщика исключительно качественного товара.

Продукция Ликви Моли значительно превосходит требования производителей

Продукция под брендом Liqui Moly относится к разряду высокотехнологичных и инновационных товаров, поэтому для ее успешного продвижения необходимы определенные знания и навыки.

Цель настоящего издания — дать продавцам магазинов автопринадлежностей необходимый инструмент для успешной реализации и дальнейшей популяризации продукции Liqui Moly на российском рынке.

В учебнике представлена классификация продукции компании Liqui Moly, а также приводится основная информация о ее свойствах, технологии производства, особенностях использования и конкурентных преимуществах.

Особое внимание традиционно уделяется моторным маслам и техническим жидкостям, которые являются краеугольным камнем ассортимента компании Liqui Moly GmbH. Технология производства и особенности моторных масел Liqui Moly рассматривается в тесной взаимосвязи с современными тенденциями двигателестроения.





ТЕНДЕНЦИИ ДВИГАТЕЛЕСТРОЕНИЯ

Ужесточение экологических норм, ставшее общемировой тенденцией на рубеже XXI века, уже привело к технологической революции в двигателестроении. Поэтому неудивительно, что на сегодняшний день все производственные программы Liqui Moly строятся с учетом требований по охране окружающей среды, ориентированы на дальнейшее улучшение условий эксплуатации автомобиля и повышение его комфортабельности. Рассмотрим этот вопрос подробнее применительно как к бензиновым, так и дизельным двигателям.

Зольность автомобильного масла — массовая доля золы (несгораемого остатка топлива).
В случае с моторным маслом речь ведется, прежде всего, о содержании серы и фосфора.




Бензиновые двигатели

Появление нейтрализаторов
Бензиновые двигатели получили новейшие многокомпонентные системы нейтрализации отработавших газов. Стали применяться дорогостоящие родиевые и бариевые каталитические нейтрализаторы. В свою очередь это повлекло необходимость серьезнейшей модернизации пакетов присадок моторных масел. Технологи Liqui Moly успешно решили эту сложнейшую задачу по разработке и производству масел с усовершенствованным пакетом присадок, полностью сохраняющим ресурс каталитических нейтрализаторов и эффективно снижающим износ двигателей.

Технологии непосредственного впрыска топлива
Получили распространение технологии непосредственного впрыска топлива (FSI, GDI, D4, CDI, EcoBoost, HPi) и изменения высоты подъема клапанов, для подачи воздуха, вместо дроссельной заслонки. Эта технология помогает совместить повышение мощности, снижение расхода топлива и уменьшение вредного выхлопа. Соответственно, масла, предназначенные для таких двигателей, стали выпускаться с повышенной термостабильностью и улучшенными моющими свойствами для уменьшения нагарообразования.

Система изменения фаз газораспределения Практически все выпускаемые двигатели получили систему изменения фаз газораспределения (VANOS/ Double VANOS, VVT-i, i-VTEC, MIVEC), благодаря чему обеспечивается выравнивание кривой мощности во всем диапазоне оборотов. Это обусловило необходимость использования масел строго определенного диапазона вязкости. 90% новейших масел Liqui Moly стали выпускаться в классе вязкости SAE 5W-30, а также SAE xW-20.

Новые материалы в двигателестроении
Для снижения веса двигателей стали повсеместно внедряться новые конструкционные материалы и сплавы, начали использоваться новые герметизирующие материалы, выдерживающие более высокие температуры. Тут же появились новые классификации масел (ILSAC GF4-5), предусматривающие дополнительные испытания масел на совместимость с этими новыми материалами. Liqui Moly, первой из европейских производителей, выпустила масла, отвечающие всем требованиям совместимости с новейшими материалами согласно ILSAC.

Турбины с изменяемой геометрией наддува
Применение турбины с изменяемой геометрией наддува для улучшения экологических характеристик и дополнительного выравнивания кривой момента обусловило необходимость разработки новых маловязких масел для улучшения их подачи к подшипникам турбины.

Двойной турбонаддув
Начал активно применяться двойной турбонаддув (две разноразмерные турбины, например, у VW) или комбинации турбонаддува с приводным нагнетателем типа Roots или аналогичным (например, у Mecedes Benz). Специально для таких двигателей компания Liqui Moly разработала масла с минимальными потерями на испарение и с особо тщательно подобранными базовыми компонентами.

Увеличение интервалов замены масла
Происходит постепенный переход от энергосберегающих к ресурсосберегающим технологиям: производители не просто стараются экономить топливо, но и выпускают двигатели с повышенным ресурсом, увеличенными межсервисными интервалами. Увеличение межсервисных интервалов обслуживания позволяет сократить эксплуатационные расходы в 2-3 раза и обеспечивает серьезную экономию сырьевых ресурсов. Масла для таких двигателей характеризуются увеличенными интервалами замены.

Система Start-Stop
Действует и тенденция увеличения форсировки при одновременном уменьшении рабочего объема двигателей, а также активно развивается и совершенствуется система СтартСтоп, что предъявляет к маслу повышенные требования. В 2017 году Liqui Moly доработала формулировки масел серий Top Tec и Special Tec с целью использования этих масел в автомобилях с системами Старт-Стоп, а также в гибридных автомобилях.




Дизельные двигатели

Система впрыска топлива высокого давления
В области конструирования дизельных двигателей легковых автомобилей, в частности, двигателей VW с 1999 года, начато использование насос-форсунок с давлением впрыскивания до 2500 бар. Такие двигатели предъявляют повышенные требования к противоизносным свойствам масел.

Система непосредственного впрыска топлива
Повсеместное распространение в двигателях последнего поколения получает непосредственный впрыск топлива с общей магистралью высокого давления Common Rail с давлением 1800 бар и выше. Масла для двигателей Common Rail обязательно классифицируются по АСЕА как В4 (специально для дизелей с непосредственным впрыском топлива).

Рециркуляция отработавших газов
В обязательном порядке используется рециркуляция отработавших газов для снижения концентрации окислов азота с использованием EGR-клапана. Подобная система требует масло с низким расходом на угар (с низкой испаряемостью) и низкой зольностью, для предотвращения загрязнения впускного коллектора нагаром.

Сажевые фильтры
Для достижения экологических нормативов Евро 4 — Евро 6 необходимо использовать сажевые фильтры (DPF). Сажевый фильтр это весьма хрупкая и дорогая конструкция, чувствительная как к качеству дизтоплива, так и к составу пакетов присадок моторного масла. Специально для автомобилей с сажевым фильтром компания Liqui Moly разработала инновационную серию масел Тор Тес, которая может также использоваться и на бензиновых двигателях.

Технология мочевинной нейтрализации
Активно развивается технология мочевинной нейтрализации (SCR-технология) с использованием реагента AdBlue®. Масла, разработанные для использования в подобных системах, имеют модернизированный малозольный пакет присадок и классифицируются по АСЕА как С1-5 или Е6/Е9. Подробнее о мочевинной нейтрализации можно прочесть в разделе «Специальные жидкости для автомобилей».





Особенности специальных масел для систем Start/Stop

Во время обслуживания автомобилей с интегрированной опцией Start-Stop чрезвычайно необходимы специальные смазочные материалы. Компания Liqui Moly представляет линейку специальных масел, созданных для защиты двигателей, работающих в тяжелых условиях системы Start-Stop. Линейка включает в себя масла Top Tec &Special Tec. Эти масла созданы по новейшей технологии и эффективно защищают двигатель от износа, даже в городском режиме, когда нагрузка на систему особенно высока. Для усиления защитных свойств, при создании специальных масел была использована новейшая технология, обеспечивающая интеллектуальное скольжение. Она адаптируется под режимы работы двигателя, эффективно снижая трение и обеспечивая максимальную защиту деталей двигателя в самых разных условиях эксплуатации. Кроме того при производстве моторных масел LIQUI MOLY используются только отборные базовые масла высшей степени очистки с максимальной однородностью молекул.

На сегодняшний день уже более 5% выпущенных автомобилей, оборудованы системой Start-Stop, которая создавалась для экономии топлива, сокращения вредных выбросов и снижения уровня шума в мегаполисах. Подсчитано, что 30% эксплуатационного времени двигатели проводят на холостых оборотах. Поэтому система оказалась довольно востребована.

Start-Stop состоит из устройства, обеспечивающего многократный запуск двигателя и непосредственно системы управления. Последняя, руководствуясь различными датчиками, в том числе и датчиком вращения коленвала, глушит автомобиль во время остановки. При этом полного отключения систем не происходит, выполняется так называемый переход в «спящий режим». После запуска двигателя, электроника снова перераспределяет энергию от двигателя на бортовую систему и на зарядку аккумуляторной батареи. Существует множество вариантов исполнения системы. Свои Start-Stop разработали в Bosch, Valeo (STARS), Mazda (SISS), KIA (ISG) и многие другие игроки.

Повышенные требования к аккумуляторам, генераторам, стартерам и двигателям.
В последние годы Start-Stop получила еще большую популярность. Однако помимо ощутимой выгоды ее применения автолюбители столкнулись с некоторыми очевидными неприятностями, связанными с аккумуляторами, генераторами, стартерами и непосредственно ДВС. К аккумуляторам, устанавливаемым в такие автомобили, предъявляются повышенные требования, поэтому в них устанавливаются сложные батареи с электронным контролем. Стартеры и генераторы также испытывают большие нагрузки от постоянных запусков и остановок. Возникает необходимость их доработки с целью повышения прочности и выносливости.

Снижения уровня комфорта
К этому можно прибавить и снижение уровня комфорта. В недорогих автомобилях из-за плохой шумоизоляциии водителя и пассажиров раздражает звук и вибрация двигателя в момент частого запуска системы. Благодаря многолетнему опыту исследований в компании Liqui Moly разработали специальный пакет присадок, который за счет повышенной адгезии и усиленных антифрикционных свойств поглощает вибрацию, снижая шум работы мотора. В результате водитель практически не чувствует моменты запуска и остановки двигателя.

Повышенный износ двигателя
Однако с технической же частью все куда сложнее. Так, нас еще в автошколе учили, что глушить мотор при недолгой остановке вообще не стоит. Ресурс двигателя при увеличенном количестве пусков в городских пробках резко сокращается. Структура специальных масел Liqui Moly за счет нового антифрикционного пакета и усиленных молекулярных связей создает пленку, обеспечивающую экстремальную выносливость и защиту двигателя. В свою очередь идентичность и стабильность структуры молекул масла отвечает за его стабильность и долговечность.

Повышенное образование нагара
При работе системы Start-Stop происходит активное образование нагара, ухудшающего отвод тепла и вызывающего отложения в канавках поршневых колец. Использование масел LIQUI MOLY серии Start-Stop, созданных по фирменной рецептуре с добавкой ПАО масел и специальным пакетом присадок, обеспечивают чрезвычайно малую испаряемость и отсутствие нагарообразования. К тому же масла этой серии обладают усиленными моющими свойствами, эффективными даже на непрогретом двигателе, тем самым обеспечивают чистоту двигателя и компенсируют негативное влияние некачественного топлива на масло.

Специальные масла обладают низкой испаряемостью и чрезвычайно крепкой структурой молекул, они образуют очень прочный слой оптимальной толщины, не допуская излишне многослойного налипания молекул. Поэтому эти масла практически не расходуются на угар, позволяя владельцам не думать о постоянном доливе масла.

Невысокая надежность турбокомпрессоров
Стоит учитывать и тот факт, что большинство моторов сегодня до предела форсированы. Производители автомобилей утверждают, что турбокомпрессоры должны отрабатывать полный цикл жизни мотора. В среднем этот километраж не превышает 200-300 тысяч км пробега до первого капитального ремонта. Однако в реальности из-за сложных условий эксплуатации они в лучшем случае выдерживают хотя бы 150 000 км пробега. А Start-Stop лишь усугубляет ситуацию.

Для долгой службы турбины ей необходимо эффективное охлаждение. Поэтому автомобильные компании постоянно дорабатывают схему подачи смазки к турбонагнетателю, чтобы тот не оставался без смазки после остановки двигателя. Это серьезно усложняет конструкцию, а, следовательно, сложность обслуживания и ремонта. Специальные Масла Liqui Moly и тут обеспечивают достойную степень защиты. Высокая теплоотводящая способность и хороший антифрикционный пакет защищают турбированный двигатель эффективней обычных масел.

Специальные линейки масел придуманы не просто так. Несколько лет активного труда ведущих специалистов компании Liqui Moly и ученых позволили создать масла, которые полноценно защищают дорогие сердцу и карману двигатели автомобилей, даже при жестких режимах системы Start-Stop.

С 2017 года масла Liqui Moly получили следующие дополнительные обозначения.




СДЕЛАНО В ГЕРМАНИИ

Производственные мощности


Компания Liqui Moly GmbH имеет собственную производственную базу. Компании принадлежит старейшее в Германии предприятие по производству смазочных материалов завод Мегуин (открыт в 1847 году) в городе Саарлуис. Там же построен собственный нефтяной терминал. Производительность завода составляет более 700 тонн высококачественных масел в сутки.

Производство продуктов автохимии и косметики сосредоточено в промышленном пригороде города Ульма. Здесь же находится и центральный офис компании.


Организация производства


Блендинг

Производство моторных масел представляет собой процесс смешивания (блендинг) так называемой «базы» (базового масла различного происхождения) и «пакета» (набора) присадок. Для каждого сорта масла технология смешивания строго индивидуальна и соблюдается неукоснительно точно. Это залог качества готовой продукции!


Мониторинг

Разработка технологии производства различных масел и строгий контроль за ее соблюдением осуществляются сотрудниками лаборатории Liqui Moly. Мониторинг производственных процессов и, при необходимости, их корректировка осуществляются посредством объединенной автоматизированной системы. Производство и лаборатория завода сертифицированы по международному стандарту качества ISO 9001:2009. Заводская лаборатория осуществляет отбор проб из каждой партии готового масла и проверяет ее по ИК-спектру, строго индивидуальному для каждого сорта масла.


Розлив

После контроля качества партия масла попадает на разливочную линию, а отобранная проба масла остается в лаборатории на хранение в течении двух лет в качестве контрольного образца.


Упаковка

После разливочной машины канистры автоматически оклеиваются этикетками, взвешиваются на весах и проходят через струйный принтер, который наносит на канистры номер партии и дату изготовления масла. Процесс полностью исключает попадание в масло посторонних предметов, а также недовес или перевес содержимого.




Из чего сделано масло

Базовые масла

Минеральные базовые масла MINERALISCHE OIL
Высококачественное минеральное базовое масло является надежной основой для получения современных смазочных материалов. Такие базовые масла обладают стабильными свойствами, в частности, высокой растворимостью присадок, что обеспечивает эффективность их действия. Они также имеют хорошие смазочные свойства, что в свою очередь обеспечивает гидродинамический режим смазывания в широком диапазоне рабочих температур.

Однако на базе минерального масла трудно, а иногда даже и просто невозможно разработать смазочный материал, обладающий высокими эксплуатационными характеристиками как при весьма низких, так и при очень высоких температурах.

Частично синтетические и полусинтетические масла TEILESYNTETISCHES
Низкотемпературные свойства минеральных масел можно улучшать введением некоторого количества (до 30%) синтетики.

Таким способом можно производить недорогие, но обладающие хорошей текучестью при низких температурах, всесезонные масла SAE 5W-XX, которые трудно или невозможно изготовить на базе только минерального масла.

Синтетические масла позволяют дополнительно обеспечить:


  • Отличные свойства при низких температурах, в т. ч. легкий запуск двигателя и надежное смазывание при «холодном» пуске.
  • Отличные функциональные свойства при высоких температурах, в частности, стабильность против окисления, низкую летучесть и расход масла.
  • Великолепные моющие свойства и минимизацию отложений.
  • Увеличение сроков сменности масла и снижение расхода топлива.

Синтетические масла VOLLSYNTETISCHES
Еще более высокие служебные характеристики смазочных материалов можно получить за счет использования синтетических базовых масел.

Однако само по себе применение синтетического базового масла не всегда гарантирует высокие эксплуатационные свойства конечного продукта. Для достижения максимального эффекта необходимы тщательный подбор всех компонентов и оптимизация рецептуры. Этим объясняется весьма существенная разница в стоимости «однотипных» синтетических масел.

НС-синтетические базовые масла
Гидрокрекинг является одним из самых перспективных методов улучшения свойств масла. При гидрокрекинге протекает ряд химических реакций, в результате которых удаляются соединения серы, азота и другие вещества, снижающие служебные характеристики масла.

Эти процессы обеспечивают улучшение молекулярной структуры минерального масла, усиливают стойкость к механическим, термическим и химическим воздействиям, а также повышают стабильность свойств масла в течение всего межсервисного периода. Именно обработка базовых масел методом каталитического гидрокрекинга позволяет добиться очень высоких эксплуатационных характеристик моторных масел, сравнимых, а по ряду параметров и превосходящих свойства «100% синтетики».

При производстве смазочных материалов под брендом Liqui Moly используются лучшие сорта базовых масел из доступных на рынке. В этом заключается одно из конкурентных преимуществ компании по сравнению с корпорациями, которые привязаны к конкретному месторождению нефти и потому зависимы от ее качества.

Стадии гидрокрекинга молекул масла:

Исходная молекула масла
Расщепление ароматических и нафтеновых колец
Выпрямление цепи




Пакеты присадок

Антиокислительные присадки
Эти присадки служат для продле-ния срока эксплуатации товарного масла. Процесс окисления масла носит нарастающий, лавинообразный характер, при котором посторонние включения, имеющиеся в масле, лишь дополнительно ускоряют процесс дальнейшего окисления.

При этом в роле катализатора окисления могут выступать непосредственно продукты изнашивания металлических пар трения. Антиокислительные присадки тормозят процесс окисления и блокируют каталитический эффект металлических включений.

Моющие и диспергирующие присадки
Предохраняют детали двигателя от загрязнений, поддерживают нерастворимые загрязнения в диспергированном состоянии (в виде мелких взвешенных частиц в масле). «Подвешенные» частицы собираются масляным фильтром и не наносят вред двигателю.

Противокоррозионные присадки
Обеспечивают образование на металлических поверхностях пленки, предотвращающей коррозию.

Противоизносные и противозадирные (ep — extreme pressure) присадки
Формируют на смазываемых поверхностях сверхпрочную защитную пленку, предотвращающую непосредственное соприкосновение металлических поверхностей в узлах трения и их изнашивание.

Противоизносные присадки являются «блюдом от шеф-повара», «коньком» компании Liqui Moly! Именно благодаря этим присадкам компания приобрела заслуженный имидж «законодателя мод» в производстве смазочных материалов с повышенными противоизносными и противозадирными свойствами.

Антипенные присадки
Предотвращают образование стойкой пены за счет снижения поверхностного натяжения масла.

Депрессорные присадки
Снижают температуру застывания. Обеспечивают уверенный запуск двигателя при низких температурах, предотвращая сращивание парафиновых и других кристаллов. Применяются только в минеральных и гидрокрекинговых маслах.

Даже использование исключительно высококачественных базовых масел не может обеспечить тот уровень свойств конечного смазочного материала, который необходим для современных двигателей и механизмов. Для этого применяются присадки, улучшающие свойства базовых масел. Поэтому товарных масел без присадок не бывает. Однако необходимо понимать и то, что даже самые хорошие присадки не способны превратить низкопробные базовые масла в высококачественные смазочные материалы.

Загустители
Улучшают индекс вязкости (VI). Замедляют разжижение масла с ростом температуры за счет увеличения объема высокомолекулярных полимеров, из которых они состоят. При повышении температуры их объем увеличива-ется, а при снижении температуры уменьшается. В той или иной степени загустители используются во всех современных маслах. От правильности подбора загустителей и их количества во многом зависит ресурс масла.




ФУНКЦИИ МОТОРНОГО МАСЛА

Служебные характеристики масел в 99% случаев зависят от эффективности применяемого пакета присадок. Как уже отмечалось, именно присадки являются «коньком» Liqui Moly, что определяет высокое качество и эффективность масел компании.


Смазывание
Формирование смазывающей пленки на трущихся деталях


Удаление загрязнений
Отмывание деталей двигателя от продуктов износа и окисления


Удаление загрязнений
Отмывание деталей двигателя от продуктов износа и окисления


Защита от коррозии
Деталей двигателя


Нейтрализация окислов
Образующихся от сгорания топлива


Охлаждение
Отвод тепла от разогретых деталей




СВОЙСТВА МАСЕЛ

Вязкость (текучесть)
— одна из важнейших характеристик, влияющих на выбор масла для кон- кретного двигателя и под конкретные условия эксплуатации. Масло должно быть достаточно жидким при низкой температуре, чтобы обеспечить нор- мальный запуск двигателя. В то же время масло должно быть достаточно густым для эффективной защиты от износа прогретого двигателя. Вяз- кость бывает кинематической, то есть определяющей собственно жидко- текучесть масла и его способность заполнять все полости масляной системы двигателя. И динамической, характеризующей толщину масляной пленки на деталях двигателя, то есть способность масла защищать двига- тель от износа.

По величине динамической вязкости современные европейские масла де- лятся на две категории: полновязкие, обеспечивающие максимальную за- щиту двигателя (имеющие динамиче- скую вязкость HTHS более 3,5 мПа/с,) и маловязкие (с HTHS 2,6-3,5 мПа/с для достижения топливной экономично- сти).

Температура вспышки
Этот параметр характеризует расход масла на угар: чем выше температу- ра вспышки, тем меньше угар масла. Пары масла для 4-х тактного двига- теля вспыхивают при определенной температуре. По ГОСТ Р температура должна быть свыше 200°С. Масла Liqui Moly имеют температуру вспышки, значительно превышающую требо- вания стандартов, и, соответственно, имеют минимальный расход на угар.

С одной стороны, это обеспечивает минимальный расход масла, с другой - способствует поддержанию чистоты двигателя, так как образуется меньше нагара.

Испаряемость
Потери масла на испарение также являются значимой статьей расхода масла на угар. Качество базового мас- ла напрямую влияет на испаряемость. Чем меньше испаряемость, тем мень- ше расход на угар. Для синтетических мотоциклетных масел и масел для скоростных автомобилей испаряе- мость не превышает 6% от массы. Для прочих автомобильных масел считает- ся нормальным, если испаряемость не превышает 15%.

Щелочное число (TBN)
При сгорании топлива неизбежно образуются окислы, которые необхо- димо нейтрализовать. Для этого масло должно обладать некоторым запасом щелочности, нормированным с учетом назначения и региона использования смазочных материалов. Наиболее ще- лочные масла рекомендуется исполь- зовать в регионах с преимущественно сернистым топливом, а также для дизельных двигателей грузовиков. У «грузовых» масел щелочность может достигать 15 мгКОН/гр и более (КОН — щелочной эквивалент, гидроксид ка- лия), а у экологичных легковых масел щелочность ограничивается максимум 6 мгКОН/гр. Средние значения ще- лочности, характерные для универ- сальных масел, составляют порядка 9-10 мгКОН/гр. Значение щелочности косвенно характеризует моющие свойства (для масел универсального применения). Компания Liqui Moly выпускает масла как с ограниченной щелочностью (серии Тор Тес, Азия-А- мерика), так и крайне щелочные — для Северной Африки (серия Molymax).

Кинематическую вязкость в технической системе единиц измеряют в Стоксах (Ст) или сантистоксах (сСт), а в системе СИ в м2/с или в мм2/с. Динамическая вязкость (HTHS) представляет собой произведение кинематической вязкости на плотность масла, в технической системе ее измеряют в сантипуазах (сП), а в системе СИ — в мили Паскаль-секундах (мПа/с), где 1 сП = 1 мПа/с.

Снижение температуры вспышки в ходе эксплуатации свидетельствует о попадании значительного количества топлива в масло, что в свою очередь приводит к повышенному окислению масла и образованию нагаров. Обычно это происходит при неисправности топливной системы двигателя, особенно в зимний период.

Падение щелочного числа в отработанном масле является нормальным явлением. В России специалисты считают, что падение TBN вдвое характеризует полную выработку ресурса масла. В Германии же уделяется меньшее внимания изменению щелочности, так как формулы масел более совершенны, чем российские, и поэтому критичное с точки зрения отечественного специалиста снижение TBN не говорит о значимой потере служебных свойств масла.




КЛАССИФИКАЦИЯ МАСЕЛ

Все существующие в настоящее время моторные и трансмиссионные масла для облегчения их подбора под конкретный двигатель или коробку передач классифицированы по вязкости. Производитель указывает в техдокументации необходимый класс вязкости, и, соответственно, поставщик подбирает масло этого класса.




Классификация SAE J300

Общепринято использовать амери- канскую классификацию SAE (Society of Automotive Engineers — Общество автомобильных инженеров США).

Моторные масла делятся на 15 клас- сов от 0W до 60. Буква W в маркировке означает, что масло может исполь- зоваться при низких температурах (Winter — зима). Для этих масел кроме минимальной вязкости при 100°C дополнительно дается температур- ный предел прокачиваемости масла в холодных условиях.

Предельная температура прокачива- емости означает минимальную темпе- ратуру, при которой насос двигателя в состоянии подавать масло в систему смазки. Это значение температуры можно рассматривать как минимальную температуру, при которой возмо- жен безопасный пуск двигателя. Для каждого класса по SAE дается максимальная вязкость при номинальной температуре (см. таблицу). Боль- шинство присутствующих сегодня на рынке моторных масел являются все- сезонными, т. е. они предназначены для круглогодичного использования в широком диапазоне температур.

Масла ХW-Y0 — всесезонные.
С апреля 2013 года, под влиянием компании Honda, введен еще один класс вязкости —SAE 16. Масла такого класса — редкость на рынке и позволяют добиться дополнительной эконо- мии топлива. В 2016 году введены еще два перспективных класса вязкости, SAE 12 и SAE 8, все это приближает вязкость моторного масла к обычной воде. Естественно, что в двигателях обычной конструкции такие масла неприменимы, а используются только в новейших двигателях, специально адаптированных под сниженную вязкость.


В процессе эксплуатации вязкость обычно падает, это нормальное явление, но если после солидного пробега вязкость начинает расти, то это повод насторожиться. Это может происходить в случае полной выработки пакета присадок и начала окисления самой базовой основы. Масло надо немедленно заменить. Исключение составляют старые дизельные двигатели, в которых масло начинает густеть снова из-за значительного попадания сажи в масло.




Классификация API

АМЕРИКАНСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ API (American Petroleum Institute) является самой распространенной, но отнюдь не самой точной и удобной. Классификация моторных масел API разработана API совместно с ASTM (American Society for Testing and Materials) и SAE (Society of Automobile Engineers) и подразделяет моторные масла на две категории:

S (SERVICE) — для бензиновых двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков.

C (COMMERCIAL) — для дизе- лей коммерческих автотранспортных средств (грузовиков), промышленных и сельскохозяйственных тракторов, дорожно-строительной техники.

Масла Liqui Moly показывают непревзойденный ресурс: на тестах, организованных журналом «Потребитель АвтоДела», так и не смогли окислить Synthoil Energy до начала увеличения вязкости!

Моторные масла для бензиновых двигателей

Классы SA — SG отменены из-за от- сутствия антифрикционных присадок. Класс SH введен в 1993 году. Класс устанавливает те же показатели, что и SG, но методика проведения испыта- ний более требовательная.

SJ Этот класс появился в 1996 году. Он соответствует более жесткими требованиям к вредным выбросам в атмосферу.

SL Класс масел, введенный в 2001 году. Он отвечает трем основным требованиям: повышению топливной экономичности, повышенным требо- вания к защите компонентов, снижаю- щих вредные выбросы, и увеличению межсменного периода работы масла. Ужесточены, по сравнению с уровнем SJ, требования к проведению испыта- ний.

SM Класс масел, введенный 30 ноя- бря 2004 года. Превышает требования класса SL в части термоокислитель- ной стабильности, моющих свойств (защита от нагарообразования) и ресурса. Некоторые масла классифи- цируются как энергосберегающие.

SN Класс масел, введенный с 1 октя- бря 2010 года. Основное отличие API SN от предыдущих классификаций API состоит в ограничении содержания фосфора для совместимости с совре- менными системами нейтрализации выхлопных газов, а также в ком- плексном энергосбережении. Масла, классифицируемые по API SN, приблизительно соответствуют АСЕА С, с поправкой на высокотемпературную вязкость.

Требования API SN и ILSAC GF5 достаточно близки, и маловязкие масла, скорее всего, будут классифи- цироваться совместно по этим двум классификациям.

Моторные масла для дизельных двигателей

СС — СЕ классы отменены.

CF Класс масел для дизельных двигателей с предкамерой, используемых на легковых автомобилях. CF-4. Улуч- шенный класс масел, заменяющий класс CE.

CF-2 Этот класс масел в основном совпадает с предыдущим классом CF- 4, но масла данного класса предна- значены для двухтактных дизельных двигателей.

CG-4 Класс масел, предназначенных для американских дизельных двигате- лей большой мощности.

CH-4 Класс масел для дизельных двигателей тяжелого транспорта, удовлетворяющий стандарту по вред- ным выбросам, установленному в 1998 году. Класс предполагает, что дви- гатель работает на топливе с малым содержанием серы.

СI-4 Класс масел, эксплуатируемых в тяжелых условиях в высоко оборо- тистых четырехтактных дизельных двигателях, удовлетворяющих нормам 2004 года по токсичности выбросов. По эксплуатационным характеристикам превосходит масла API CH-4, CG-4 и CF-4.

Американская классификация API не является актуальной для европейских производителей, и на практике ее не используют. На канистрах с европейскими маслами могут указываться классы по API, но отсутствует знак действующей омологации. Действующая омологация нужна поставщикам масел лишь в строго определенных случаях: при поставке масел на заводские конвейеры в США, да и то только в том случае, когда этого жестко требует производитель.

Новые API — классы для дизельных двигателей с декабря 2016 г.

СК-4 FА-4
Полновязкие масла HTHS>3,5
Обратно совместимо с маслами CJ- 4, CI-4 Plus, CI-4 и CH-4 Улучшенная защита от износа и окисления по сравнению с CJ-4
Улучшенная стабильность сдвига
Доступны в типичных дизельных классах вязкости SAE 15W-40, 10W-40 и 10W-30 (могут быть предложены в более легких классах вязкости)
Маловязкие масла с 2,9<HTHS<3,5 НЕ СОВМЕСТИМО с API CK-4, CJ-4, CI-4 Plus, CI-4, и CH-4 из-за более низкой вязкости HTHS
Сокращение выбросов благодаря низкой вязкости HTHS (2,9-3,2)
Доступны в классах вязкости SAE 10W-30, 5W-30 и 0W-30
Только для новых двигателей (с конца 2016 года)



Классификация ACEA

Европейская классификация эксплуатационных свойств ACEA предъявляет к маслам более высокие требования по сравнению с классификацией API. ACEA в большей мере соответствует автомобильному парку и условиям эксплуатации, характерным для Европейской зоны, а также и российским реалиям. Классификация АСЕА дополнительно подразделяет масла на полновязкие HTHS>3,5 мПа\с и маловязкие HTHS<3,5 мПа\с.

Классификация асеа разделяет легковые масла на четыре категории:

А1/В1 масла для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла 2,9< HTHS<3,5.

А3/В3 для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей, для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя HTHS>3,5.

А3/В4 с непосредственным впрыском топлива, системой Common Rail или насос-форсунками легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков HTHS>3,5 для наиболее нагруженных (в т.ч. с наддувом) двигателей, для тяжелых условий эксплуатации или увеличенных интервалов замены по рекомендации производителя.

А5/В5 масла для бензиновых и дизельных двигателей, рассчитанных на особо маловязкие энергосберегающие масла 2,9< HTHS<3,5 и продленные интервалы эксплуатации.

Эти масла с измененным пакетом присадок и рассчитанные на совместимость с трехступенчатыми катализаторами бензиновых двигателей или сажевыми фильтрами дизельных двигателей выделены в категорию АСЕА С. Таковыми, например, являются масла Liqui Moly серии Тор Тес. Такие классы называются Low SAPS (ограничение содержания серы (S), золы (Ash), фосфора (P)), АСЕА С1 и С2 имеют самые жесткие ограничения SAPS, а С3 и С4 более мягкие Mid SAPS.

Особняком выделены моторные масла для экологически чистых двигателей (Low SAPS\Mid SAPS)

С1 — Базовые требования A5/B5 и до- полнительно: HTHS не менее 2,9 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.5%, содержание серы ≤ 0,2%, содержание фосфора ≤ 0,05%

С2 — Базовые требования A5/B5 и дополнительно: HTHS более 2,9 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%

С3 — Базовые требования A3/B4 и дополнительно: HTHS более 3,5 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%, щелочность более 6, испаряе- мость не более 13%

С4 — Базовые требования A3/B4 и дополнительно: HTHS более 3,5 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.5%, содержание серы ≤ 0,2%, содержание фосфора ≤ 0,09%, щелочность более 6, испаряе- мость не более 11%

С5 — Новая категория, введенная в 2016 году. HTHS не менее 2,6 мПа/с, сульфатная зола ≤ 0.8%, содержание серы ≤ 0,3%, содержание фосфора ≤ 0,09%

Классификация АСЕА для грузовых автомобилей

АСЕА Е4 Масло повышенной ста- бильности, обеспечивающее превос- ходную чистоту поршней, снижение износа и борьбу с сажеобразованием. Масло рекомендовано для использо- вания в дизельных двигателях высо- кого класса, отвечающих требованиям по эмиссии Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 и работающих в тяжелых условиях, таких, как значительно увеличенные интервалы смены масла согласно рекомендациям производи- теля.

АСЕА Е7 Масло повышенной ста- бильности, обеспечивающее чистоту поршней и предотвращающее поли- ровку стенок цилиндров, что в даль- нейшем обеспечивает отличные сроки амортизации, отсутствие отложений на турбонаддуве, борьбу с сажей и стабильность масла. Масло рекомен- довано для использования в дизель- ных двигателях высокого класса, отвечающих требованиям по эмис- сии Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 и работающих в тяжелых условиях, таких, как значительно увеличенные интервалы смены масла согласно ре- комендациям производителя. Масло подходит для двигателей без механи- ческих фильтров и для большинства двигателей с рециркуляцией выхлоп- ных газов, оснащенных системами снижения SCR NOx.

АСЕА Е6 Low SAPS на базе Е4 Кроме того, рекомендуется для дви- гателей, оснащенных сажевыми фильтрами в сочетании с дизельным топливом с низким содержанием серы (максимум 50 ppm). Масло повышен- ной стабильности, обеспечивающее чистоту поршней и предотвращающее полировку стенок цилиндров, что в дальнейшем обеспечивает отличные сроки амортизации, отсутствие отло- жений на турбокомпрессоре, борьбу с сажей и стабильность масла. Масло рекомендовано для использования в дизельных двигателях высокого класса, отвечающих требованиям по эмиссии Евро-1, Евро-2, Евро-3 и Евро-4 и работающих в тяжелых условиях, таких, как значительно увеличенные интервалы смены масла согласно рекомендациям производи- теля. Масло подходит для двигателей без механических фильтров и для большинства двигателей с рецирку- ляцией выхлопных газов, оснащенных системами снижения SCR NOx. Тем не менее, рекомендации производителей могут различаться, поэтому в случае возникновения сомнений ознакомь- тесь с инструкцией по эксплуатации и/ или получите консультацию у дилера.

АСЕА Е9 Low SAPS Масла, эф- фективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложе- ний. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость по отношение к загрязнению сажей и стабильные свойства на протяже- нии всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с увеличенными интервалами замены (в соответствии с рекомендациями производителей). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большин- стве двигателей, оснащенных систе- мами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, осна- щенных сажевыми фильтрами и пред- назначенных для работы на топливе с низким содержанием серы.




Классификация ILSAC

Американская ассоциация произ- водителей автомобилей ААМА и Японская ассоциация производите- лей автомобилей JAMA совместно создали Международный комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC (International Lubricant Standardization and Approval Committee).

Под эгидой этого комитета издаются стандарты качества масел для бензи- новых двигателей легковых автомоби- лей:

ILSAC GF-1 (устарела) — полностью соответствовала требованиям каче- ства категории API SH; вязкости SAE 0W-XX, SAE 5W-XX, SAE 10W-XX; где XX — 30, 40 ,50, 60.

ILSAC GF-2 (устарела) — принята в 1996 году. Она соответствует требо- ваниям качества по категории API SJ, вязкости: дополнительно к GF-1 — SAE 0W-20, 5W-20

ILSAC GF-3 — введена в действие в 2001 году. В основном соответствует новой категории API SL, но с ограниче- нием по HTHS.

ILSAC GF-4 Масла этого класса являются энергосберегающими, они совместимы с системами нейтрализа- ции выхлопных газов и обеспечивают улучшенную защиту двигателя от из- носа. Являются Mid SAPS и в основном соответствуют категории API SM.

Новая категория ILSAC GF-5. Применяется с 1 октября 2010 года. Основные отличия от предыдущей категории GF4:




Классификация JASO M355:2008

DH-1 класс был разработан для дизельных двигателей грузовых ав- томобилей и предусматривает профи- лактику износа, защиту от коррозии и высоких температур, устойчивость к окислению и сажеобразованию. Мас- ла, соответствующие стандарту DH-1, предназначены для снижения износа поршневых колец, предотвращения образования высокотемпературных отложений, снижения вспенивания, расхода масла на испарение, сниже- ния вязкости при сдвиге, ухудшения свойств сальников и т.д. Масла DH-1 рекомендуются для двигателей, отве- чающих ранее действующим требова- ниям по токсичности выхлопных газов. Масла также допускаются в случаях использования дизельного топлива с содержанием серы свыше 0,05%.

DH-2 класс разработан для двига- телей грузовых автомобилей, которые оснащены средствами доочистки выхлопных газов, такими как сажевые фильтры (DPF) и катализаторы в соот- ветствии с последними требованиями к токсичности выхлопа. Масла, соот- ветствующие этому стандарту, отлич- но совместимы с DPF и дизельными нейтрализаторами и в то же время соответствуют уровню требований для DH-1. Масла DH-2 могут применяться в двигателях, отвечающих преды- дущим требованиям к токсичности выхлопных газов, при соблюдении интервалов замены, предписанных производителем техники. В настоящее время компания Liqui Moly является единственной компанией в Европе, выпускающей масло данной класси- фикации: Top Tec 4350.

DL-1 класс разработан для двигате- лей легковых автомобилей, которые оснащены средствами доочистки выхлопных газов, такими как саже- вые фильтры (DPF) и катализаторы в соответствии с новыми требования- ми, предъявляемыми к токсичности выхлопа. Необходимо отметить, что требования к моторному маслу отличаются для грузовиков/автобусов и легковых автомобилей. В настоящее время компания Liqui Moly является единственной компанией в Европе, выпускающей масло данной класси- фикации: Тор Тес 4500.

Масла DH-2 и DL-1 могут использо- ваться без сокращения интервала сменности масел только в тех реги- онах, где используется дизельное топливо с низким содержанием серы (содержание серы не более 0,005%).

Классификация JASO для 4-х тактной мототехники

MA — масла для 4-Т мотоциклетной техники со сцеплением в масляной ванне, частично соответствуют API SG.

MA-2 — масла для 4-Т особо мощной мотоциклетной техники со сцеплени- ем в масляной ванне, частично соот- ветствуют API SL.

MB — масла для 4-Т мотоциклетной техники с «сухим» сцеплением.




ДОПУСКИ И РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

Сначала в Европе, а позднее и в США стали практиковаться именные допуски производителей на смазоч- ные материалы. Автопроизводитель выдвигает определенные требования к маслам, основанные, как правило, на международных классификациях с собственными дополнениями.

Дополнительные требования могут быть обусловлены особенностями конструкции или применяемыми материалами. Но в любом случае, автопроизводители желают контроли- ровать качество масел, заливаемых в их технику.

BMW

BMW Spezialoil — масла «легкого хода», эффективно снижающие трение. Применимы до 1998 года. BMW LL-98 — масла для бензиновых двигателей с 1998 по 09/2001, выбор по WIN-коду.

BMW LL-01 — масла для бензиновых и дизельных двигателей с 09/2001, выбор по WIN-коду.

BMW LL-01FE — то же, но с дополнительными энергосберегающими свойствами.

BMW LL-04 — масла для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующих нормам Евро-4 с 2004, в том числе с сажевыми фильтрами DPF.

BMW LL-12 FE бензиновые и дизельные двигатели, соответствует ACEA C2 Low HTHS в вязкости SAE XW- 30, SAE 5W-20 (для Европы)

BMW LL-14 FE+ бензиновые двигатели, соответствует ACEA A1/ B1 Low HTHS в вязкости SAE 0W-20 (для Европы)

В 2017 году и далее LL-01 и LL-04 по- прежнему разрешены.

Mercedes Benz

МВ 229.1 — масла для бензиновых и дизельных моторов, соответствующие требованиям АСЕА А2-96/ А3-96 и В2- 96/ В3-96.

МВ 229.3 — масла для бензиновых (в т.ч. компрессорных) и дизельных (CDI) автомобилей c Assyst Plus System. МВ 229.31 — масла для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующих нормам Евро-4 с 2004 года, в том числе с сажевыми фильтрами DPF и автомобилей c As- syst Plus System.

МВ 229.5 — масла для автомобилей c Assyst Plus System (20 000 км). Пониженное количество вредных выхлопов.

МВ 229.51 — масла для бензиновых и дизельных двигателей с 2005 года, в том числе с сажевыми фильтрами DPF и автомобилей c Assyst Plus System.

MB 229.52 для двигателей ЕВРО 6 — обеспечивает дополнительную топливную экономичность. На 1% лучше, чем допуск 229.51, а также улучшены низкотемпературные свойства. Увеличена доля синтетики и модификаторов трения.

МВ 229.71 на базе АСЕА С5. Применяется только для определенных двигателей, не имеет обратной совместимости.

Ford & Premier Automotive Group

WSS M2C 912A — масла для бензиновых и дизельных автомобилей (исключая дизельный Ford Galaxy с насос-форсунками, TDCI-двигатели). Пониженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

WSS M2C 913A — масла для бензиновых и дизельных автомобилей, включая TDCI-двигатели (исключая дизельный Ford Galaxy с насос-форсунками). Пониженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

WSS M2C 917A — масла для дизельных Ford Galaxy с насос-форсунками. Повышенная высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с. Аналог одобрения VW 505.01.

WSS M2C 913C — масла для бензиновых и дизельных автомобилей c 2010 года с увеличенными интервалами замены, замещает требования WSS M2C 913A\В. Сниженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

WSS M2C 934A — масла для бензиновых и дизельных двигателей, соответствующих нормам Евро-4, в том числе с сажевыми фильтрами DPF. Масло Low SAPS. Сниженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с. Требования аналогичны ILSAC GF4.

WSS M2C 934B — специальные масла для новейших двигателей Land Rover&Jaguar (2,7L, 3.0 V6 MJ 2010), со-ответствующих нормам Евро-5, в том числе с сажевыми фильтрами DPF. Масло Low SAPS. Сниженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

WSS-M2C948-B На основе API SN, специально разработан для двигателей Ford EcoBoost

WSS M2C 950A, данные масла заливаются в бензиновые и дизельные двигатели 1,6 и 2,0 с 2015 года, SAE 0W-30 и ACEA C2 HTHS: 2.9 — 3.5 mPa*s. Используются по инструкции в 2.0L Duratorq DI на Ford Kuga и Mondeo.

Opel / General Motors

GM-LL-A-025 — масла для бензиновых двигателей с увеличенными интервалами замены с 2002 года (замена раз в 30 000 км или раз в два года (Европа)).

GM-LL-В-025 — масла для дизельных двигателей с увеличенными интервалами замены с 2002 года (замена раз в 30 000 км или раз в два года (Европа)).

GM dexos 1TM — энергосберегающее масло для бензиновых автомобилей рынков США и Канады.

GM dexos 2TM — ресурсосберегающее масло для всех бензиновых и дизельных моторов с дизельными сажевыми фильтрами (DPF) и с увеличенными интервалами замены в Европе с 2010 года (30 000 км или раз в год). Заменяет GM-LL-A-025/ В-025.

Porsche

A40 — масла для всех типов двигателей производства Porsche, начиная с 1994 года. Применяется для всех клас- сических 911, Cayman, Cayenne, Boxter и Panamera, а также Cayenne V6 без увеличенных интервалов смены.

С30 — технически повторяет одобре- ния VW 504 00 и 507 00 и рекоменду- ется, в том числе, на Cayenne Diesel с двигателем 3.0 TDI, оборудованным сажевым фильтром, и бензиновым двигателем V6 c увеличенными интер- валами замены (Европа).

PSA-Group (Peugeot&Citroen)

Новые спецификации 2009 года для всех двигателей PSA-Group.

B71 2295 — масла для двигателей, выпущенных до 1998 года. SAE 15W- 40. Соответствует требованиям спецификации ACEA A2/ B2.

B71 2294 — масла для всех старых двигателей. Соответствует требованиям спецификации ACEA А3/ В3 и

A3/ B4 с дополнительными тестами концерна Пежо-Ситроен, в том числе с вязкостью SAE 10W-40.

B71 2296 — масла, соответствующие требованиям спецификаций ACEA A3/ B4 или А5/В5 с дополнительными тестами концерна Пежо-Ситроен, в том числе с вязкостью SAE 5W-40. Для ныне выпускаемых бензиновых и дизельных двигателей.

B71 2290 Mid SAPS — масла, соответствующие требованиям АСЕА С2 и вязкостью 5W-30 с дополнительными тестами концерна Пежо-Ситроен. Актуализирована для бензиновых и дизельных моделей с сажевыми фильтрами. Пониженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с, для топливной экономии.

B71 2312 — На основе ACEA C2 с классом вязкости 0W-30

Renault

RN0700 — масла для бензиновых двигателей без турбонаддува, выпуска до 2008 года. Соответствует требованиям спецификации ACEA А3/ В4 или А5/ В5.

RN0710 — масла для бензиновых двигателей с турбонаддувом для спортивных моделей, а также для дизельных двигателей без сажевого фильтра. Соответствует требованиям спецификации ACEA A3/ B4 с дополнительными тестами Renault.

RN0720 Low SAPS — масло, соответствующее требованиям АСЕА С4 и с вязкостью 5W-30 и 0W-30 с дополнительными тестами Renault. Для дизелей 2.0 dCi (M9R с сажевым фильтром) с 11/2007 (с Renault Laguna 2008 модельного года). Рекомендовано для всех двигателей Renault с сажевым фильтром и увеличенными до 30 000 км интервалами замены (Европа).

Volkswagen Group

VW 501 01 — обычное всесезонное масло. Для бензиновых двигателей и атмосферных дизелей.

VW 502 00 — масла для бензиновых двигателей с 1996 года, подбор по WIN (интервал замены до 15 000 км).

VW 503 00 — масла для бензиновых двигателей с 1998 года, подбор по WIN (интервал замены до 30 000 км или раз в два года). Пониженная высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

VW 503 01 — масла для турбированных бензиновых двигателей Audi с 2000 модельного года, подбор по WIN. Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с.

VW 504 00 — масла для бензиновых двигателей с 1998 года, подбор по или без WIN, с 2005 модельного года (интервал замены до 30 000 км или раз в два года). Заменяет требования 502 00, 503 00, 503 01. Очень высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с.

VW 505 00 — масла для дизельных двигателей с или без турбины и без сажевого фильтра (стандартные интервалы замены до 15 000 км или раз в год). Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с.

VW 505 01 — масла для дизельных двигателей с насос-форсунками и без сажевого фильтра. Стандартные интервалы замены 15 000 км или раз в год. Высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с. Аналог Ford WSS M2C- 917A.

VW 506 00 — масла для дизельных двигателей с 1998 года без насос- форсунок и сажевого фильтра, подбор по WIN (интервал замены до 50 000 км или раз в два года). Низкая высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

VW 506 01 — масла для дизельных двигателей с 2002 модельного года с насос-форсунками и без сажевого фильтра, подбор по WIN (интервал замены до 50 000 км или раз в два года). Низкая высокотемпературная вязкость, HTHS<3,5 мПа/с.

VW 507 00 — масла для дизельных двигателей с сажевым фильтром, с 2005 модельного года, подбор по или без WIN, с 2005 модельного года (интервал замены до 50 000 км или раз в два года). Заменяет требования 505 00, 506 00, 506 01. Исключая двигатели R5 и V10 TDI с насос-форсунками, выпущенные до 6/2006. Очень высокая высокотемпературная вязкость, HTHS>3,5 мПа/с.

С 2016 года действуют новые нормы VW 508 00\509 00 в вязкости 0W-20 Low HTHS (≥ 2.6 mPa*s). Подбор этих масел осуществляется по WIN — номеру. В 2017 году будут выпущены 20 типов двигателей с такой заводской заливкой. На 2017 год данные масла предназначены для использования только в Евросоюзе.

Volvo

VCC RBS0-2AE c 2013 года, вязкость 0W-20, ACEA A1 / B1 Low HTHS (≥ 2.6 mPa*s).




ИНТЕРВАЛЫ ЗАМЕНЫ МАСЛА

Интервал смены моторного масла всегда оговаривается производителем автомобиля в мануале (manual), либо в сервисном бюллетене (Service bulletin). Как правило, производитель указывает интервал смены моторного масла в километрах (либо в милях, значительно реже в мото-часах).
Так же существуют ограничения во временном периоде — 3 месяца - 6 месяцев — 1 год. Машина может стоять в гараже всю зиму и не выезжать на дороги, а масло в двигателе, все равно потеряет свои первоначальные свойства — именно поэтому, производители ввели и временное ограничение. Нельзя делать вывод «я накатываю по пробегу очень мало, поэтому буду менять масло раз в 2 года».

Решать самим, с какой частотой менять масло, не основываясь на рекомендациях производителя — не правильно! Только производитель автомобиля, который спроектировал и создал ваш автомобиль, лучше знает с каким интервалом смены нужно менять масло! Мануал автомобиля — это своего рода библия, принимая решения нужно всегда оглядываться на этот документ. Помните, ваш автомобиль спроектировали и создали тысячи инженеров и специалистов, они уже за нас все просчитали и испытали — не нужно считать себя умнее отделения VW или Toyota и изобретать велосипед. Нужно максимально придерживаться рекомендаций производителя!

Но и рекомендации производителя нужно уметь трактовать правильно!
В последнее время производители стали увеличивать межсервисные интервалы смены моторного масла. В угоду экономии, экологии, ограничивающих законодательных актов некоторых стран, интервалы замены масла заметно выросли 30 000 км,50000кмит.д.
Существуют специальные «долгоживущие» масла для увеличенных межсервисных интервалов замены масла «LongLife». Но такие масла можно лить с удлиненными интервалами смены только в двигатели, которые для этого подходят! Нельзя делать вывод «Если я в ВАЗ Калину залью масло Longlife, значит можно не менять масло 30 000 км.» Двигатель Калины убьет такое масло гораздо быстрее!
Увеличенные интервалы замены масла актуальны, для стран с «мягким» климатом, с хорошим качеством топлива, с чистыми дорогами, качественными маслами, своевременным обслуживанием. В тяжелых условиях эксплуатации автомобиля — такие затянутые интервалы смены, могут привести к преждевременному старению моторного масла и износу двигателя! Например, когда вы в -30°C пытаетесь запустить двигатель, заливаете бензином картер и в итоге не заводитесь, масло разжижается, под воздействием бензина теряет свои свойства, и этого производитель не учитывает. Вы можете откатать на таком испорченном масле 30 000 км и потом гадать, откуда износ.

Пример: В списке одобренных масел Longlife-04 BMW пишет: Использование масел Longlife-04 в бензиновых двигателях допускается только в странах Европы (EC плюс Швейцария, Норвегия и Лихтенштейн). За пределами этого региона их использование запрещено из-за зачастую сомнительного качества топлива.

Бортовой компьютер как ориентир сроков замены масла
В современных автомобилях бортовой компьютер на основе полученных данных сам сигнализирует, когда менять масло. Межсервисный интервал (пробег до следующего технического обслуживания) рассчитывается по пройденному расстоянию за определенный период времени, израсходованному при этом топливу и изменению температуры за тот же период. Собираются данные с различных датчиков в автомобиле, датчик оборотов коленчатого вала, датчик температуры масла, пройденное расстояние с одометра, расход топлива и т. п. На основе этих данных блок управления рассчитывает оставшийся пробег до технического обслуживания и сигнализирует о необходимом межсервисном интервале на табло. В современных моделях VAG контроль состояния масла может осуществляться по электропроводности масла. В маслах по допускам VW 508 00\509 00 само масло содержит «индикатор износа».

В зависимости от полученных данных бортовой компьютер может выдать различные варианты.
Но нужно понимать, что бортовой компьютер это всего лишь машина, которая не учитывает множество факторов и создал ее производитель, который всех факторов тоже не может учитывать! Поэтому Вы не сделаете хуже, если будете менять масло чаще — Вы сделаете только лучше!

В случае эксплуатации техники в тяжелых условиях следует сокращать интервалы замены масла.

Тяжелые условия эксплуатации

Что такое тяжелые условия эксплуатации? К ним относятся:

1 Плохое качество топлива
Топливо никогда не сгорает полностью. При сгорании топлива в двигателе образуются продукты сгорания — зола, сажа, смолы, сера и тд. На внутренних стенках двигателя образуются отложения — нагар, шлам, лак. Чем хуже качество топлива, тем больше отложений и нежелательных продуктов сгорания. Моторное масло быстрее вырабатывает свой ресурс! Российская нефть уже изначально считается менее качественной ввиду высокого содержания серы, а также тяжёлых и циклических углеводородов. К этому нужно добавить особенности «русского бизнеса» и отсутствия жесткого контроля над производством и продажей топлива. Качество топлива постоянно скачет от заправки к заправке. Производство бензина из 80-го в 92-й путем добавления присадок. Конденсат воды, песок, грязь в резервуарах для хранения и перевозки и т.д. Все это влияет на ресурс моторного масла! Поэтому, хоть как то сберечься от этих негативных факторов, можно только путем заправки на проверенных АЗС и частыми интервалами смены масла! Именно частая смена масла помогает вынести нежелательные продукты из двигателя, нейтрализовать серу от сгоревшего топлива, замедлить окислительные процессы. Никакое «супер-живучее» масло «LongLife» или ПАО-синтетика с длинными интервалами смены не сможет чудесным способом удалить все это из двигателя.

2 Поездки на близкие расстояния

При коротких поездках на недалекие расстояния, двигатель не успевает прогреваться. Моторное масло не успевает нагреться до рабочей температуры. Присадки, нейтрализующие продукты сгорания топлива работают медленнее по причине замедления химических процессов в не прогретом двигателе. Образуются низкотемпературные отложения, забивающие фильтрующие элементы и ухудшающие циркуляцию масла по системе смазки. Эксплуатация двигателя в режиме «запустил — проехал 5км — заглушил» приводит к превращению конденсата образовавшегося на внутренних стенках в воду. Вода в масле приводит к гидролизу масла, преждевременному «старению».

3 Пыльные дороги, или дороги, которые подвергаются обработке средствами от гололеда

Воздушный фильтр улавливает не все частицы пыли — небольшое количество все равно попадает в двигатель. Так же не редки случаи, когда в двигатель попадает не фильтрованный воздух, через фильтр плохого качества, нештатный подсос воздуха (треснул воздушный шланг, задубела прокладка).
При эксплуатации двигателя в пыльных условиях частицы пыли, накапливающиеся в процессе эксплуатации двигателя, вызывают абразивный износ деталей и снижают противоизносные свойства масла. Говоря простым языком, пыль и песок попадают в цилиндропоршневую группу и ничего хорошего это не приносит, а способствует преждевременному «старению».

4 Пробки, длительные поездки на низких скоростях, длительный «простой» на холостом ходу

Постоянные разгоны и торможения в пробках, больше всего нагружают двигатель, масло срабатывается быстрее. На холостом ходу (ХХ) давление масла в системе, в разы 33 ниже, чем на полном ходу — масло поступает к узлам двигателя, не так хорошо, как это происходит на полном ходу по трассе. Тоже происходит при длительных поездках на низкой скорости. Например, по грунтовой дороге «где особо не разгонишься». Нагрузка на двигатель большая, а моторное масло поступает не обильно. Двигатель на холостых оборотах (ХХ) плохо омывается маслом, вследствие чего опять же могут залегать кольца, скапливаться отложения на стенках двигателя. Владелец автомобиля в это время спокойно смотрит на одометр, где заветные 15000 км еще не наступили и убеждает себя что «все нормально!».

5 Эксплуатация в условиях экстремально высоких или экстремально низких температур окружающего воздуха

При эксплуатации автомобиля в летнюю жару двигатель подвергается высоким температурам, масло нагревается, в связи с чем масляная пленка становиться тоньше, коэффициент трения растет, возможен разрыв масляной пленки на поверхности пар трения. Если прибавить к этому буксировку прицепа, да еще высокие скорости по трассе — получается очень жесткий режим. Вспомните себя, в поездке на Юг, в период отпусков — загрузимся всей семьей, подцепим прицеп и «шпарим» на высоких скоростях по трассе — быстрей бы доехать до моря/ или обратно домой. Это как раз тот случай! Высокая температура воздуха так же ускоряет окислительные процессы в двигателе и влияет на выработку ресурса моторного масла. Эксплуатация двигателя при низких температурах так же влияет на срок службы моторного масла! Попытки запустить двигатель в мороз, часто приводят к тому, что двигатель не запущен, а топливо в это время поступало. Оседая в картере топливо, попадает в моторное масло и разжижает его. Впоследствии топливо, всё же испаряется и сгорает, но масло уже испорчено и чудесным способом, до свежего состояния, восстановиться не может. Зимой мы часто прогреваем двигатель, прежде чем начать движение, но длительные простои на холостом ходу (ХХ) опять же не полезны моторному маслу. Двигатель работает — а машина километраж не «наматывает», между тем мы меняем масло по километражу!

6 Буксировка прицепа, перевозка тяжелых грузов в багажнике, эксплуатация автомобиля в горной местности

Это не секрет, в тяжело-нагруженной технике масло вырабатывает свой ресурс намного быстрее. Если вы будете своей машиной корчевать пни на даче — вы износите мотор в десятки раз быстрее, чем при обычной эксплуатации. Чем больше нагружен двигатель, тем быстрее в нем изнашивается и масло. Эксплуатация автомобиля в горной местности, где часты подъемы-спуски, так же серьезно сказывается на сокращении ресурса моторного масла. Принято считать, что в России тяжелые условия эксплуатации! Однако, не редкость, когда японцы в Японии, европейцы в Европе, американцы в США — считают свои «тепличные» условия эксплуатации — тяжелыми и сокращают интервалы смены вдвое! Тогда какие же условия эксплуатации у нас в России?

1 Смотрим мануал производителя
Именно мануал, а не переводы сто- ронних российских изданий взятые не понятно откуда! В мануале нахо- дим табличку с интервалами смены, и строки «при тяжелых условиях эксплуатации рекомендуем сократить интервал смены вдвое». Иногда в мануале ничего нет про пробег. Ищем официальные технические документы, обычно они на английском языке. Обя- зательно руководствуемся официаль- ными рекомендациями производителя Вашего автомобиля!

2 Определяем свои условия эксплуатации. В большинстве случаев, если вы живете в России, у Вас именно тяжелые условия эксплуатации!

Но бывают исключения! Например: Вы живете в тихом, провинциальном городке, где полное отсутствие про- бок. Умеренный климат, температура летом не более +30°С, зимой морозов не бывает. Автомобиль эксплуатиру- ется ежедневно и проезжает не менее 20-30 км после запуска. Автомобиль не стоит на холостом ходу ХХ по 20-30 минут (Вы не пользуетесь функцией автозапуска своей сигнализации — да это тоже вредно!). Топливо заправля- ете на одной заправке, знаете точно, что оно хорошей очистки, с малым со- держанием серы. Топливо поставляет- ся напрямую с нефтеперерабатываю- щего завода, все документы в порядке (и вообще это заправка Вашего род- ственника). Местность равнинная, не пыльная, дороги асфальтированные. В этих случаях можете не укорачивать интервал смены и считать что у Вас нормальные условия эксплуатации! Во всех других случаях, считать свои условия эксплуатации — тяжелыми!

3 Какое масло вы заливаете?

Если вы льете минеральное масло, оно живет меньше — на это нужно делать скидки. Если вы льете настоящую синтетику ПАО/Эстеры — они живут дольше минеральных масел и гидро- крекинговых — но не обольщайтесь! В моторном масле, помимо базового масла, присутствует пакет присадок, которые срабатываются, не зависимо, в синтетике они растворены, или в ми- нералке. Если у вас тяжелые условия эксплуатации, нужно обращать вни- мание на характеристики моторного масла. На маслах с низким щелочным числом (например, TBN = 5-6), а так же на плохом высокосернистом топливе — ездить с длинными интервалами смены — не желательно!

4 Какой у Вас двигатель?

Если двигатель Вашего автомобиля оснащен турбиной — масло быстрее вырабатывает свой ресурс, нежели в простом атмосферном двигателе. Встречаются производители, которые рекомендуют в тяжелых условиях, для турбо-двигателей период смены — 2500км!

Именно частые интервалы смены моторного масла, менее 10 000, обе- зопасят Вас от накопления отложений в двигателе, от негативного воздей- ствия топлива плохого качества, от жестких режимов эксплуатации авто- мобиля, и т. д. Укороченные интервалы смены моторного масла, один из са- мых действенных способов содержать двигатель в отличном состоянии!

Информация данного раздела частично заимствована с сайта www.oil-club.ru

назад далее