Круизеры

Мотоциклы в американском стиле. Именно в США зародилось байкерское движение. А транспортом любому, уважающему себя байкеру, служит, как известно, Harley.

Отличительная особенность КРУИЗЕРа – прямая и низкая посадка водителя. Подножки вынесены далеко вперед, а руль с высоко поднятыми «рогами» максимально приближен к водителю. Расстояние между осями колес (база) у круизеров заметно больше, чем у других классов мотоциклов, поскольку вилка переднего колеса у них, как правило, длиннее и имеет больший наклон. Определить такой мотоцикл проще простого: если ездок сидит, гордо откинувшись назад, передняя вилка его «железного коня» с большим вылетом, а бензобак своими формами напоминает каплю – это и есть КРУИЗЕР.

Характерной чертой всех КРУИЗЕРов является аскетичность приборной панели, каплевидный бензобак и обилие хромированных деталей.

Двигатели КРУИЗЕРов, как правило, низкофорсированные и не очень высокооборотистые. Максимум крутящего момента достигается практически с «холостых» оборотов двигателя – мощность двигателя здесь не является основным параметром. Главное, чтобы он имел большой крутящий момент, поскольку высшим шиком считается неторопливо катить по городу на высшей передаче и на низких оборотах. Классические КРУИЗЕРЫ выпускают практически все мотопроизводители, но наиболее культовым по-прежнему остается американский HARLEY-DAVIDSON.



Спортбайки

СПОРТБАЙКИ – самые мощные и динамичные мотоциклы для езды по дорогам общего пользования. Они создаются с использованием самых передовых технологий и современных материалов. Такие качества, как плавность хода, комфорт водителя и прочее, на что обращают внимание при покупке мотоциклов других классов, здесь не имеют решительно никакого значения. Важна динамика и управляемость. Посадка водителя достаточно специфична: тело сильно наклонено вперед, а подножки отнесены назад. Главное предназначение СПОРТБАЙКов – скоростное прохождение поворотов, что приносит огромное удовольствие от езды на горных серпантинах и извилистых прибрежных дорогах теплых стран или на специальных закрытых трассах.

Двигатели СПОРТБАЙКов развивают высокие мощности и являются очень высокооборотистыми (двигатели некоторых моделей легко крутятся до 15.000 оборотов в минуту, а иногда и больше). Мотоциклы данного класса разгоняются до 100км/ч менее чем за три секунды (естественно, за рулем при этом должен сидеть профессионал), а максимальная скорость может достигать 300 км/ч (речь идет о серийных моделях).

По всему миру, и Россия – не исключение, проходят гоночные заезды, где пилоты соревнуются между собой на мотоциклах такого типа, практически без технических изменений и лишь с небольшими доработками. Производители мотоциклов заинтересованы в участии и поддержке гоночных заездов, руководствуясь правилом: «Победил сегодня – продал завтра». Гиганты мотоиндустрии содержат целые команды под собственным брендом и активно помогают частным пилотам. В России СПОРТБАЙКи пользуются большой популярностью. Однако, кататься на них практически негде.



Туреры

К этому классу относятся самые комфортабельные байки, рассчитанные на длительную езду по дорогам высокого качества. Конструктивными особенностями туристических мотоциклов являются прямая посадка водителя, при которой он чувствует себя наиболее комфортно, большие обтекатели, полностью защищающие водителя и пассажира от потока набегающего воздуха, а также вместительные багажные кофры.

Наиболее ярким и самым популярным в России представителем семейства туристических мотоциклов является легендарная HONDA Gold Wing разных моделей, начиная с GL-1500 конца 80-х годов. В конструкции и оснащении Gold Wing гораздо больше автомобильного, чем мотоциклетного. Шестицилиндровый четырехтактный двигатель рабочим объемом 1500-1800 см3. обеспечивает этому гиганту разгон до сотни менее чем за пять секунд.

Исключительная плавность хода обеспечивается работой пневматической подвески. Огромный обтекатель имеет электропривод регулировки высоты стекла. Аэродинамика мотоцикла такова, что водитель и пассажир защищены не только от потока набегающего воздуха. Даже в сильный дождь остаются сухими – главное поддерживать скорость не менее 80 км/ч. В стандартную комплектацию мотоцикла входит стереомагнитола с четырьмя динамиками, круиз-контроль. Чтобы развернуть эту тяжеленную машину, в конструкции предусмотрен даже задний ход, при включении которого роль двигателя выполняет электростартер. Если вы настолько ярый мотоциклист, что хотите продолжать ездить, когда наступят холода, то данный мотоцикл порадует вас «печкой» (теплый воздух от радиаторов системы охлаждения двигателя направляется на ноги и тело водителя).



Классические

«КЛАССИКИ» – мотоциклы без облицовок, не имеющие каких-либо характерных признаков, как, например, спортбайки или чопперы. Под данный класс мотоциклов со 100% попаданием подходят все без исключения изделия советского и российского мотопрома («Иж», «Урал», «Восход», «Сова», «ЗИД»). «Классические» мотоциклы могут быть весьма разнообразными по конструкции. К ним относятся как недорогие мотоциклы с небольшими двигателями типа Yamaha YBR-125, так и мощные дорогие модели типа Honda СВ 1300 или Suzuki GSX 1400, стоящие в несколько раз дороже. При всех своих многочисленных плюсах, классические мотоциклы не удивят вас ни экстравагантным внешним видом, ни выдающимися характеристиками – они «золотая середина» в мотоциклетном сообществе. Большинство «классиков» хороши как универсальные машины «на каждый день», для поездок на небольшие расстояния. Дело в том, что даже самые мощные модели «классиков», способные развивать скорость свыше 200 км/час, изначально не оборудованы ни защитой от ветра, ни багажными системами. Однако армия поклонников классического стиля от этого не редеет.

Скорее, наоборот. Ведь производители мототехники, нещадно эксплуатируя любовь к ретро-стилю, выпускают мотоциклы в стиле семидесятых годов. Такие мотоциклы называют «неоклассиками». Как и полагается, под внешней старомодностью скрывается современная начинка: электроника, эффективные тормоза и могучий многоцилиндровый двигатель. Понятно, что колеса таких мотоциклов должны быть спицованными, а двигатель иметь воздушно-масляное охлаждение, как у старых добрых английских мотоциклов послевоенного периода.



Двойного назначения

Cозданы как для езды по городу, дорогам общего пользования, так и для поездок по пересеченной местности. Мотоциклы двойного назначения имеют большой дорожный просвет и длинноходные подвески для легкого преодоления неровностей. По конструкции наиболее близки к мотоциклам эндуро, но оборудованы всеми опциями для комфортного передвижения: ветровое стекло, удобное широкое седло, штатные места для перевозки багажа.

Маркетологи японских компаний – производителей мотоциклов внимательно изучали американский рынок. И не могли не заметить тенденций, когда владельцы кроссовых мотоциклов самостоятельно модифицировали их для езды по дорогам общего пользования, а владельцы дорожных мотоциклов усиливали внедорожные качества своих байков. Yamaha DT-1, первый серийный эндуро, имел потрясающий успех у покупателей в конце шестидесятых годов прошлого столетия. Это был легкий мотоцикл с двухтактным двигателем 200 см3 и хорошей управляемостью. С годами появлялись всевозможные модели, рабочий объем двигателя дошел до «пол-литра», стали появляться четырехтактные двигатели.

Популярность мотоциклов двойного назначения в Европе многократно возросла после проведения первого ралли-рейда «Париж – Дакар» в 1978 году. Каждый производитель стремился к победе в самом престижном соревновании старого света. «Битва моторов» на африканских просторах стимулировала появление самых разнообразных моделей эндуро.

Сегодня любителям съехать с асфальта предлагается огромный выбор: от легких машин класса 125 см3 до тяжелых 1200-кубовых моделей, способных с высокой скоростью передвигаться на большие расстояния с большим количеством багажа.



Спортивные

СПОРТИВНЫЕ МОТОЦИКЛЫ предназначены только для участия в спортивных соревнованиях на закрытых, специально оборудованных трассах. Названия и классификация соответствует дисциплинам мотоспорта.

Мотокросс – самый популярный и массовый вид мотоспорта. Мотоциклы для кросса оснащаются одноцилиндровыми двигателями рабочим объемом от 50 до 450 см3. Основное отличие кроссовых мотоциклов в ходовой части, рассчитанной на прыжки и движение по неровностям на высокой скорости. Дополняют картину специальные шины с развитыми грунтозацепами. Кроссовые мотоциклы не имеют никаких светотехнических приборов – соревнования проводятся в дневное время на закольцованных закрытых трассах.

Гоночные шоссейно-кольцевые мотоциклы. Представляют собой доведенные до совершенства спортбайки, лишенные всего, без чего можно обойтись на гоночном треке. В свою очередь, данная категория делится на различные классы по рабочему объему двигателя и другим признакам.

Enduro – мотоциклы-внедорожники, наиболее близкие по духу и конструкции к кроссовым мотоциклам, но оборудованные фарой и задним габаритным огнем. Предназначены для скоростного передвижения по пересеченной местности. Трассы для соревнований эндуро могут быть длинной до нескольких десятков километров.

Другие виды спортивных мотоциклов: предназначены для менее популярных соревнований по спидвею, мотоболу, триалу, подъему на холм и других.



Скутеры и мопеды

Мопедами принято называть двухколесные транспортные средства, оснащенные двигателем объемом 50 см3 и педальным приводом для запуска двигателя и облегчения старта с места. Мопеды, произведенные во времена Советского Союза, постепенно исчезают, а вместе с ними и данный класс мототехники, поскольку все современные двухколесные экипажи, подпадающие под данную категорию, оснащены кикстартером или электростартером.

СКУТЕРЫ – или мотороллеры. Двигатель скутеров/ мотороллеров совмещен в один блок с трансмиссией и является составляющей частью подвески заднего колеса. Трансмиссия скутеров – бесступенчатый вариатор – автоматическая. Компоновка скутеров специфична: двигатель расположен под сидением, а ноги водителя располагаются на площадке/ полике и защищены от набегающего потока воздуха и грязи из-под переднего колеса. Современные скутеры оснащаются различными двигателями с объемом до 800 см3. Главное достоинство скутера – простота и удобство управления. Небольшие размеры, удобство посадки и простота управления сделали скутер одним из самых массовых двухколесных транспортных средств. Особенно в странах с теплым климатом, где возможна круглогодичная эксплуатация. Для молодежи и жителей крупных городов это отличная альтернатива автомобилю: для скутера не существует пробок, а место для парковки найдется всегда.

Есть у скутера и еще один очень важный козырь! Для управления скутером с рабочим объемом двигателя менее 50 см3 не требуется водительское удостоверение! К тому же в некоторых странах Европы водитель автомобиля имеет право на управление мототехникой с объемом двигателя до 125 см3.



Квадроциклы и ATV

Первые КВАДРОЦИКЛЫ в России появились в начале 90-х годов и долгое время оставались большой редкостью. В настоящее время рынок квадроциклов стремительно растет за счет продаж китайской техники. Модели для детей начинаются от 30 см3. Взрослые дяди могут завести себе литровый «квадрик» с двухцилиндровым двигателем. Появились даже дизельные модификации!

Основные группы: детские, утилитарные и спортивные. Детские квадрики, как правило, оснащены четырехтактными двигателями и имеют привод на задние колеса.

Самая обширная категория – утилитарные квадроциклы. Трансмиссия 4х2, 4х4. Встречаются модели 6х6. Коробки передач всех возможных типов: «ножная», «автомат» и самая распространенная – вариатор. Чем дороже квадроцикл, тем больше на нем различных наворотов: блокировки дифференциалов, понижающий ряд в раздаточной коробке, электроусилитель рулевого управления, лебедка.

Спортивные квадроциклы имеют задний привод, длинноходные подвески и механическую коробку передач. Задние колеса закреплены на неразрезной оси и всегда «гребут» на 100%. Двигатель от кроссового мотоцикла. Спортивные квадроциклы предназначены для гонок по пересеченной местности и кроссовым трассам. В странах с теплым климатом очень популярны гонки по пустыне, прыжки через барханы.




Техническое устройство мотоциклов

Отдельно взятые узлы и агрегаты мотоцикла принципиально не отличаются от аналогичных автомобильных. Те же подшипники, такие же шестерни, точно такие же поршни, шатуны, клапаны. Действительно, разницы нет. Но силовой агрегат мотоцикла, в целом, существенно отличается от автомобильного. Это, в первую очередь, связано с желанием конструкторов создать как можно более компактный и легкий силовой агрегат для мототехники. Так появился двигатель мотоцикла в едином картере с коробкой передач и сцеплением. Единой стала и система смазки.

Такая конструкция применяется на 99% мототехники. Самыми известными исключениями были и остаются «оппозитные» BMW и Harley Davidson. Ну и, конечно, нетленные «Уралы» и «Днепры», семьдесят лет назад «содранные под копирку» с BMW. Остальные представители двухколесного племени: от дешевых «китайцев» до ультрасовременных спортбайков имеют однотипную компоновку и конструкцию, различающуюся лишь деталями.

Итак, основное отличие МОТО от АВТО заключается в компоновке (двигатель, КПП и сцепление в едином картере) силового агрегата и общей системе смазки.




Система смазки двигателя

Также необходимо учитывать и условия эксплуатации. Двигатель, трансмиссия и другие системы автомобиля работают в обычных условиях, не подвергаясь экстремальным нагрузкам. Система охлаждения поддерживает постоянную температуру двигателя, автоматическая трансмиссия без рывков плавно передает крутящий момент на ведущие колеса автомобиля. Другое дело мотоцикл: мало кто ездит спокойно, считая свой байк спортивным снарядом. Большинство бюджетных моделей имеют воздушную систему охлаждения, неспособную обеспечить необходимый отвод тепла от залепленного грязью двигателя мотоцикла, буксующего в болоте. Сохранить двигатель мотоцикла в таких тяжелых условиях эксплуатации – трудная и почетная обязанность специального моторного масла для мототехники.

Итак, начнем обзор материальной части силового агрегата мотоцикла с двигателя. Как правило, ничего нового и координально отличного от автомобильной конструкции здесь нет. Особенно это касается четырехцилиндровых двигателей с жидкостным охлаждением.

Чтобы дополнительно охладить моторное масло, маслобаком на разных моделях мотоциклов служат рамы, задний маятник либо отдельно расположенный маслобак, хорошо обдуваемый потоком встречного воздуха. Такая система смазки называется «с сухим картером». Имеется в виду, что масло в картере двигателя, конечно, есть, но постоянно откачивается двумя насосами. Одним – в систему смазки силового агрегата. Другим – в маслобак. Данная схема повсеместно применяется на спортивных мотоциклах, поскольку обеспечивает лучшее охлаждение масла и бесперебойную его подачу в систему смазки при любых наклонах (падениях) мотоцикла, торможении и езде на заднем колесе.




Сцепление

Схема системы смазки мотоциклетного двигателя с «сухим картером»

Горячее масло (красного цвета) подается одной из секций маслонасоса в отдельный маслобак. Оттуда охлажденное напором набегающего воздуха масло попадает во вторую секцию маслонасоса. Затем, очистившись в фильтре, подается под давлением к деталям двигателя и коробки передач.

Система питания мотоциклетных двигателей постепенно переходит на впрыск топлива, оставляя шанс карбюраторам только на бюджетной и утилитарной технике. Однако вся мототехника прошлых лет оснащена карбюраторами, требующими своевременной чистки и регулировки.

Особенной аккуратности и внимательности при обслуживании требуют карбюраторы многоцилиндровых двигателей, число которых почти всегда равно числу цилиндров.

Устройство и принцип работы мотоциклетной системы впрыска абсолютно идентичны автомобильной. Необходимы лишь регулярные диагностика и замена топливных фильтров. Неисправные детали заменяются на новые и, по мере появления новых программ, официальные дилеры «перепрошивают» компьютер системы впрыска для лучшей работы двигателя.

После двигателя крутящий момент передается зубчатой передачей на корзину сцепления. Сцепление мотоциклетного двигателя многодисковое и работает в масляной ванне. Такая конструкция позволяет более точно дозировать передачу крутящего момента от двигателя к коробке передач и допускает пробуксовку в гораздо большей степени, чем «сухое» однодисковое сцепление мотоциклов BMW серии R.



Трансмиссия

Корзина сцепления, как правило, крепится на первичном валу двухвальной коробки передач. Все пары шестерен (по количеству передач) находятся в постоянном зацеплении друг с другом, но одна из каждой пары имеет возможность свободно вращаться на своем валу. В «нейтральном» положении КПП все пары шестерен свободно вращаются. При включении водителем выбранной передачи происходит фиксация свободно вращающейся шестерни, и крутящий момент передается на вторичный вал коробки передач.

На вторичном валу закреплена ведущая звездочка главной (цепной) передачи на ведущее колесо мотоцикла.

На мотоциклах с карданным приводом ведущего колеса вторичный вал вращает угловой редуктор, и далее через карданный вал крутящий момент передается на редуктор ведущего колеса. Подобная схема традиционно применяется на туристических мотоциклах и круизерах. Основное достоинство – практически не требует обслуживания: необходимо лишь менять трансмиссионное масло в редукторе.

Карданный вал в приводе заднего колеса мотоцикла применяется очень давно. Если говорить только о дорожных мотоциклах, то наличие кардана однозначное благо. Нет необходимости подтягивать цепь и постоянно её смазывать.



Система охлаждения двигателя

Завершая описание конструкции силового агрегата мотоцикла, остановимся на жидкостной системе охлаждения. В двух словах: всё как у автомобиля. Незначительные отличия можно найти лишь в деталях. Так, например, на многих старых мотоциклах в системе охлаждения отсутствовал термостат. Из-за этого удешевления конструкции для поддержания рабочей температуры двигателя в прохладную погоду приходилось частично прикрывать картонкой радиатор. В остальном, полное соответствие авто: радиатор, помпа, шланги, расширительный бачок и обычный антифриз. Наиболее часто встречающиеся компановочные решения системы охлаждения:




Подвеска

Ходовая часть мотоцикла не отличается разнообразием конструкций. Абсолютно все мотоциклы имеют маятник в подвеске заднего колеса, и почти все оснащены телескопической вилкой различных конструкций в подвеске переднего колеса. Исключение, как обычно, составляют мотоциклы BMW с инновационным Telelever в подвеске переднего колеса.


Маятниковая подвеска заднего колеса имеет много вариантов исполнения. Самая простая конструкция всем знакома по отечественным мотоциклам и мопедам советских времен: обычный двуплечий маятник и два «амортизатора», по одному с каждой стороны колеса.

Уже в 70-е годы появились конструкции с моноамортизатором, исключающие перекосы маятника из-за разных характеристик пружин и амортизаторов. Следующим шагом, и возможно самым важным в эволюции подвески заднего колеса, стало появление разнообразных рычажных систем, обеспечивающих прогрессивную характеристику сжатия обычной пружины с постоянным шагом витков. Первыми такие подвески получили эндуро и кроссовые мотоциклы с длинноходными подвесками. Сегодня практически все современные мотоциклы, за исключением утилитарных моделей, оснащены «прогрессивными» подвесками заднего колеса с центральным амортизатором.

Телескопическая вилка подвески переднего колеса лишь на первый взгляд устроена просто. Внутри обычных стальных труб скрыты от взгляда пружины и сложнейшие клапанные системы, обеспечивающие мотоциклу великолепную управляемость и контроль над дорогой.

За отправную точку в изучении конструкции телескопических вилок можно взять до боли всем знакомую конструкцию мотоцикла «Урал» или «Днепр». Одна железная труба скользит по другой. Внутри находится пружина, моторное масло и примитивный амортизатор из семи деталей. Чтобы масло не вытекло на улицу, установлен фетровый сальник.

За последние семьдесят лет принципиально ничего не изменилось, но телескопическая вилка современного мотоцикла представляет собой высокотехнологичный узел с многочисленными регулировками, изготовленный на высокоточном оборудовании с применением самых современных материалов и технологий.

Многократно возросли все характеристики: жесткость на скручивание, ресурс, ход колеса, стабильность параметров. Единственный серьезный конструктивный недостаток – большое внутреннее трение. Конструкторы бьются с этой проблемой, добиваясь высочайшего качества обработки и гальванического покрытия направляющих труб. А также создавая «сверхскользские» направляющие втулки скольжения.

Все элементы подвесок крепятся к раме мотоцикла. Телескопическая вилка – двумя траверсами, вращающимися на шариковых или роликовых подшипниках.

Маятник подвески заднего колеса и рычажная система качаются на игольчатых подшипниках, закрытых от попадания воды и грязи специальными уплотнениями. Между ними и рамой мотоцикла крепится пружинно-гидравлический элемент подвески.

На дорогих спортивных и туристических моделях элементы подвесок имеют множество регулировок для идеального соответствия характеру трассы и загрузки мотоцикла.



Тормозная система

Тормозные системы мотоциклов, также как и автомобильные, бывают барабанными и дисковыми. Различаются и приводы тормозных механизмов: механические (тяги, тросики) и гидравлические.

Встречаются всевозможные комбинации, но на большинстве моделей используются исключительно дисковые тормозные механизмы с гидроприводом. Многие современные мотоциклы премиум сегмента оснащены антиблокировочной системой в приводе тормозов. Для тяжелых туристических моделей это стало правилом – безопасность превыше всего.



Колеса и диски

Колеса мотоциклов бывают литые и спицованные. Литые диски колес применяются на всех дорожных мотоциклах и позволяют использовать бескамерную резину. Дорожный ремонт проколов бескамерной шины занимает считанные минуты без разбортовки покрышки.

Спицованные колеса незаменимы при движении вне дорог, поскольку не боятся сильных ударов о неровности. Как правило, на спицованные колеса монтируются покрышки с камерами. Лишь немногие модели туристических эндуро укомплектованы спицованными колесами особой конструкции с бескамерными шинами.

Облик мотоцикла формируют крупные детали: двигатель, бензобак, сидение, крылья, колеса, фара. Различных комбинаций – не счесть. Все они четко привязаны к функциональному назначению мотоцикла.

В угоду стилю конструкторы прячут радиаторы системы охлаждения и элементы подвески заднего колеса на мотоциклах а-ля Harley-Davidson. Тонкие выпускные трубы закрываются хромированными накладками для защиты от ожогов и имитации большего диаметра. Стиль определяет многое, но не на всех мотоциклах.

Спортбайки и эндуро – мотоциклы сугубо функциональные, лишенные какой бы то ни было бутафории и элементов украшения. Каждая деталь функциональна, и конструкторы, как правило, стараются минимизировать ее вес и габариты.

Мотоциклы, как и их владельцы, такие разные.
И каждый находит своё!



Масла и спецжидкости для современных мотоциклов

Современный мотоцикл представляет собой очень высокотехнологичный продукт, требовательный к применяемым маслам и спецжидкостям. В первую очередь это моторные масла и смазки цепи. Во всех мотоциклах используется «вилочное» масло для телескопических вилок и амортизаторов. В тяжелых мотоциклах с карданным приводом заднего колеса и скутерах применяется трансмиссионное масло. Специальные поролоновые фильтры внедорожной мототехники и скутеров требуют обработки особым сверхлипким составом. Для технического обслуживания и ухода за внешним видом мотоцикла также необходима специальная химия и косметика.

4Т двигатели современных мотоциклов конструктивно схожи с автомобильными, но система смазки отличается существенно. Вызвано это стремлением создать компактную конструкцию, где единая система обеспечивает смазку двигателя, коробки передач и многодискового сцепления одним маслом. Исключение составляют легендарные Harley-Davidson и BMW классических моделей с коробкой передач в отдельном картере. На многих двигателях масло также выступает в роли теплоносителя для дополнительного охлаждения, циркулирующего через радиатор или раму мотоцикла. Как видите, моторное масло для современных мотоциклов должно соответствовать самым разнообразным требованиям: это и «моторка», и «трансмиссионка», и теплоноситель одновременно.

В настоящее время классификация качества моторного масла для мотоциклов, как и прежде, производится по методике API (Американский институт нефти) и JASO (Японская организация по стандартизации в области транспорта) – единственной, учитывающей разницу между моторными маслами для автомобилей и мотоциклов. Классы качества JASO MA (соответствует API-SG) – для двигателей с «мокрым» сцеплением и JASO MA-2 (соответствует API-SL и является высшим на сегодняшний день классом качества для мотоциклетных моторных масел!) для двигателей с «мокрым» сцеплением для передачи высокого крутящего момента.

Исключительность мотоциклетного моторного масла легко понять, представив, в каких жестких условиях ему приходиться работать. Двигатели гражданских спортбайков категории «250 см3» уже в 80-е годы имели тахометры с красным сектором, начинающимся с 15.000-18.000 об/мин. Температура моторного масла может достигать 200оС на мотоциклах категории эндуро с воздушно-масленным охлажденим в условиях тяжелейших пустынных гонок.

Колоссальные нагрузки, высокие температура и давление предъявляют высочайшие требования к моторным маслам для четырехтактных двигателей мотоциклов. Создать продукт, полностью отвечающий жестким условиям эксплуатации, – задача трудная, но почетная. Ведь конструкция современного мотоцикла намного ближе к спортивным болидам МОТО GP*, нежели массовый автомобиль к Формуле-1.

Разобраться в тонкостях применения масел в различных типах мотоциклов проще всего, поднимаясь вверх по иерархиям масел от «минералок» до «синтетик» и различных направлений мототехники: от утилитарной рабочей лошадки объемом 125 «кубиков» до высокотехнологичных спортбайков, литровая мощность которых неумолимо приближается к табуну в 200 лошадиных сил.

* Liqui Moly технический партнер Мото 2 и Мото 3


Немного особняком стоят моторные масла для двухтактных двигателей. «Жизнь» 2Т масла в двигателе скоротечна. Оно должно смазать трущиеся поверхности и сгореть вместе с топливом. При сгорании образуется нагар, состоящий из присадок, добавленных в базовое масло для усиления антизадирных свойств. Создание высококлассного двухтактного масла – сложная задача. Специалисты Liqui Moly разработали целую линейку двухтактных масел с отличными антизадирными свойствами и минимальным отложением нагаров среди аналогичной продукции конкурентов.

Разделение масел на «универсальные» и «скутерные» объясняется конструкцией системы смазки скутеров с отдельным маслонасосом. «Универсальные» 2Т масла добавляются непосредственно в топливный бак при заправке, и в этом случае вязкость масла не имеет значения. Поэтому «универсальные» масла производятся на основе более вязкого базового SAE 40.

Масла для скутеров производятся на более «жидком» базовом SAE 30, чтобы даже при прохладной погоде насос исправно подавал масло в двигатель. На практике «универсалку» можно спокойно заливать в раздельные системы смазки при положительной температуре окружающей среды.

Что выбрать: синтетику, минералку или полусинтетику? Решать следует, исходя из степени форсировки двигателя. Купленный в магазине новый скутер рассчитан на работу на минеральном масле – именно оно и залито в бачок на конвейере. Если же скутер или мотоцикл подвергался серьезному тюнингу, и предполагается его эксплуатация в гоночном режиме, – обратите внимание на синтетику. А где-то посередине заслуженно расположилась полусинтетика – безоговорочный лидер продаж, любимый продукт всех скутеристов.

Двухтактные масла Liqui Moly – нагара нет!

Масла для снегоходов
Гамма моторных масел для снегоходов представлена 100% «синтетиками» для 2Т и 4Т двигателей. Задача данного продукта не только сохранить работоспособность двигателя, но и жизнь водителя и пассажира в сложнейших климатических условиях при самых высоких нагрузках на технику.

Snowmobil Motoroil 2T Synthetic бездымное, полностью синтетическое 2Т моторное масло для снегоходов всех типов. Для 2Т двигателей жидкостного и воздушного охлаждения со смешанной или раздельной системой смазки. Гарантирует легкий запуск двигателя и быструю подачу масла к трущимся парам на самом лютом морозе и бесперебойную работу при самых высоких нагрузках. Синтетическое моторное масло предотвращает образование отложений в двигателе, снижает трение и защищает от износа.

Snowmobil Motoroil 0W-40 100% синтетическое моторное масло для 4Т двигателей снегоходов всех типов. Гарантируетоптимальнуюработудвигателя при любых условиях эксплуатации: при экстримально низких температурах и максимальных нагрузках. Предотвращает образование отложений в двигателе, снижает трение и защищает от износа. Протестировано на совместимость с катализатором и турбонаддувом. Превосходит требования всех производителей снегоходов.

Масла для квадроциклов
Для всех типов квадроциклов с 4Т двигателями идеально подойдет всесезонное НС-синтетическое моторное масло ATV 4T Motoroil 10W-40 Offroad. Именно это масло рекомендовано для всех квадроциклов STELS.

Двигателям спортивных квадроциклов идеально подойдет синтетическое Motorbike 4T Synth Offroad Race 10W-50 и Motorbike 4T Synth Offroad Race 10W-60.

Для утилитарных квадроциклов, эксплуатируемых в очень тяжелых условиях (горная и болотистая местности, буксировка прицепа), либо в жарком климате, для дополнительной защиты можно рекомендовать Motorbike 4T Offroad 15W-50. Более густое при рабочей температуре масло обеспечит дополнительную защиту, лучшее охлаждение и менее шумную работу двигателя.

Трансмиссионные масла
Линейка трансмиссионных масел Liqui Moly в настоящее время значительно расширена и включает в себя как сверхпроизводительные полностью синтетические масла для мотоциклетных редукторов, так и специализированные продукты для нагруженных коробок передач кроссовой мототехники, редукторов скутеров и квадроциклов, имеющих в конструкции фрикционные муфты включения, управляемые электромагнитами. Все трансмиссионные масла Liqui Moly отличаются повышенным сроком службы, хорошо отделяют воду, великолепно воспринимают ударные нагрузки.

C 1996 года мотоциклетные масла Liqui Moly GmbH носили название Racing, мотомасла с русскоязычными этикетками назывались Motorrad. В 2014 году была полностью обновлена вся мотолинейка, изменилось позиционирование. Обновленные масла были названы Motorbike и получили дополнительную специализацию. Кроме простого деления на масла для 2-х и 4-х тактных двигателей, мотомасла разделены по сферам использования, на масла для шоссейной (Street) и внедорожной (Offroad) мототехники, причем в каждой категории выделены масла гоночного (Race) назначения. Произошла не простая систематизация, а полный пересмотр ассортимента, изменены формулы и масла адаптированы к особенностям областей использования.

Особенности линеек масел

Двигатели шоссейных мотоциклов работают на высоких оборотах и смена масла осуществляется по пройденному километражу. Поэтому масла линейки Street имеют повышенную щелочность, то есть увеличенный ресурс, повышенное количество антипенных присадок, что важно для безопасной работы двигателей на высоких оборотах.

Внедорожные мотоциклы работают на более низких оборотах, но при более высоких ударных нагрузках и температурах. Скорости меньше, слабее и охлаждение, эти обстоятельства способствуют постоянному перегреву. Кроме того, на бездорожье больше пыли и воды. И то, и другое может попасть в двигатель. Поэтому, масла для внедорожной мототехники имеют усиленную базовую основу, способны хорошо отделять воду и сопротивляться потери вязкости из-за повышенной температуры и попадания части топлива в само масло. Дополнительно усилены защитные свойства масел Offroad от ударных нагрузок и коррозии. Кроме того, при эксплуатации в условиях бездорожья, смена масла осуществляется не по пройденному километражу, а по отработанным моточасам.

   

Смазки для цепей
Наиболее часто востребованы после моторных масел цепные смазки. В ассортименте Liqui Moly представлены пять видов смазок. Все смазки синтетические и различаются свойствами. В соревнованиях эндуро и мотокроссе, где, при хорошей работе организаторов, мотоцикл после каждого заезда по грунтовым трассам попадает на мойку, главное требование к смазке – высочайшая адгезия (прилипаемость к поверхности цепи). Это и экономия времени для механиков, и... забота о природе! Да, смазка для кроссовых мотоциклов Motorbike Chain Lube биоразлагаема!

Цепная смазка Motorbike Kettenspray weiss предназначена для абсолютно всех типов мотоциклов, но наиболее ярко ее рабочие качества проявятся на мощных и скоростных мотоциклах. Из всей гаммы смазок Liqui Moly Motorbike Kettenspray weiss наиболее термостойкая благодаря добавлению частиц микрокерамики и идеально работает в самых нагруженных цепях.

Зеленая Motorrad Kettenspray Grand Prix Grun. Цепные смазки созданы, чтобы предупредить классическую ошибку – излишний расход при смазывании цепи и, как следствие, разлет смазки на детали мотоцикла и экипировку водителя. Цвет является отличным индикатором.

Новая смазка Motorbike Kettenspray Enduro для мотоциклов эндуро обладает максимальной защитой от грязи и воды, что жизненно необходимо для защиты цепи вне асфальтовых дорог.

Немного особняком стоит «Спрей по уходу за цепями» – Kettenspray. Этой смазкой пользуются мотоподразделения армии ФРГ. Kettenspray объединяет в себе лучшие свойства предыдущих продуктов, максимально нейтрализует вибрацию цепи, предотвращая неравномерный износ.

Цепные смазки Liqui Moly сберегут технику и природу!

Средства для пропитки поролоновых воздушных фильтров
Все квадроциклы, скутеры и внедорожные мотоциклы оснащены так называемым «поролоновым» воздушным фильтром. Для обработки поролоновых фильтров Liqui Moly предлагает два варианта одного продукта. Фильтрующие элементы сложной формы (особенно на каркасе) удобно обрабатывать средством в аэрозольной упаковке.

Для легкосъемных и плоских (их удобно «стирать» и обрабатывать путем погружения в средство) фильтров – масло в обычной жестяной банке. Обработанный средством Liqui Moly, фильтр сохраняет способность очищать и пропускать воздух даже после полного погружения мотоцикла под воду. Теперь брод не страшен.

Масла для вилок и амортизаторов
Масло для вилок Liqui Moly представлено самыми распространенными вязкостями 5W, 7,5W, 10W и 15W. Все масла синтетические и предназначены для телескопических вилок и амортизаторов любых конструкций, где производителем прописаны данные вязкости.

Главными особенностями вилочных масел являются мощнейшие антивспенивающие свойства и стабильная вязкость в широком диапазоне температур. Без этих качеств невозможно добиться хорошей, стабильной работы телескопической вилки и амортизаторов. А это Ваша безопастность на дороге. В процессе эксплуатации мотоцикла изнашиваются и детали гидравлических амортизаторов.

При большом пробеге имеет смысл увеличить вязкость вилочного масла. Масла «пожиже» заливайте, если предполагаются катания при температуре воздуха ниже нуля.

Вилочные масла Liqui Moly – комфорт и уверенное управление на любой дороге.

Мотохимия, продукты для сезонного хранения
В мотопрограмме Liqui Moly представлены химические препараты для обслуживания и «безоперабельного» ремонта мотоциклов. Есть абсолютно ВСЕ! Как известно, компания Liqui Moly более 50 лет назад создана как производитель автомобильной химии. Не обделены и владельцы мотоциклов. Для любых систем питания 4Т двигателей мотоциклов есть специальные присадки, поддерживающие в идеальной чистоте топливный бак, инжекторы, карбюраторы, впускной тракт, камеры сгорания и улучшающие динамику разгона мотоцикла.

Специально для владельцев мототехники с 2Т двигателями разработана уникальная присадка Motorbike 2T-Bike-Additiv, не имеющая аналогов на рынке! Она также поддерживает в чистоте все детали и системы мототехники: от топливного бака до глушителя. Регулярное применение Motorbike 2T-Bike-Additiv гарантирует отсутствие нагара в глушителях 2Т мототехники. В случае возникновения закоксования глушителя (особенно этим страдают скутеры с 2Т двигателями и глушителями сложной формы), достаточно выработать два-три полных топливных бака бензина с присадкой Motorbike 2T-Bike-Additiv в обычном режиме эксплуатации для полной очистки глушителя.

Режимы эксплуатации мотоциклов


Жесткий режим эксплуатации
Для тех, кто получает максимум от своего мотоцикла и нуждается в экстремальной защите даже за пределами ресурса двигателя. Моторное масло сохраняет свои свойства при спортивных режимах эксплуатации и подходит для спортивных модификаций техники и для мотоциклов с дополнительно установленными элементами тюнинга двигателя. 100% синтетические масла категории Race самые лучшие моторные масла.


Средний режим эксплуатации
Для тех, кто любит скорость, ценит качество, но считает деньги. Моторные масла на основе Synthese Technologie обеспечивают дополнительную защиту и позволяют эксплуатировать технику на пределе заложенных производителем ресурсных возможностей двигателя. Моторные масла идеального баланса качества и стоимости.


Умеренный режим эксплуатации
Для тех, кто получает удовольствие при управлении классическими и ретро мотоциклами. Минеральные масла отлично работают в моторах мотоциклов с большим пробегом за счет устойчивой масляной пленки и дополнительной защиты уплотнительных элементов двигателя. Однако некоторые современные двигатели также нуждаются в использовании минеральных масел по прямой рекомендации производителя.


Трековое использование







4Т ПАО синтетические масла



4Т НС-синтетические масла



4Т минеральные масла



4Т масла для скутеров



2Т синтетические масла



2Т НС-синтетические масла



2Т минеральные масла



4Т ПАО синтетические масла



4Т НС-синтетические масла





4Т минеральные масла



2Т синтетические масла



2Т полусинтетические масла



4Т НС-синтетические масла



Синтетические масла








Трансмиссионные масла для мотоциклов

Подавляющее число мотоциклов имеют коробку передач, интегрированную с двигателем в одну масляную ванну, то есть смазываются моторным маслом. Однако, некоторые мотоциклы имеют трансмиссионные агрегаты с отдельной масляной ванной. Например, мотоциклы, оборудованные карданнымприводомзаднегоколеса, имеют задний редуктор, в котором работает не моторное, а трансмиссионное масло. Все 2-х тактные мотоциклы имеют отделенную от двигателя коробку передач, в ней может использоваться как моторное, так и трансмиссионное, и даже специальное масло.

Такие мотоциклы как Harley Davidson могут иметь отдельный от двигателя картер коробки передач и отдельный картер для цепи, идущий от двигателя на коробку и сцепления. Такие системы нуждаются в специализированных трансмиссионных маслах, причем в ряде случаев, совместимых с фрикционными материалами сцепления. Различных конструкций множество и для всех вариантов у Liqui Moly есть свое решение.




Масла для вилок и демпферов

Передняя телескопическая вилка мотоцикла представляет собой сдвоенный амортизатор, совмещенный с пружинами. Для обеспечения работы амортизатора используются специальные гидравлические масла со стандартным набором вязкостей: 5W, 7,5W, 10W, 15W. Масло в вилке требуется регулярно, приблизительно раз в год, заменять из-за накопления продуктов износа и попадания воды. Кроме того, вилочное масло нагревается при работе и ускоренно стареет, поэтому производители рекомендуют полностью синтетические масла, более стабильные в работе.

Производители мотоциклов постоянно стремятся увеличивать комфорт и безопасность вождения мотоцикла, поэтому объемы заливки масел в вилки мотоциклов постоянно увеличиваются. Именно поэтому, специалисты Liqui Moly увеличили емкость, в которой поставлялись вилочные масла с 0,5 литра, до 1 литра.

Таким образом, одного флакона стало достаточно на однократное обслуживание мотоцикла. Вязкость вилочного масла прописывается в технической документации на мотоцикл, но может быть скорректирована в зависимости от степени износа деталей вилки, погодных условий и предпочтений райдера. Чем более изношена вилка, тем более вязкое масло может потребоваться. Необходимую промежуточную вязкость можно получить, смешивая вилочные масла, это вполне допустимо.




Средства для мотоциклетных цепей

Приводные цепи современных мотоциклов в подавляющем большинстве оборудованы специальными сальниковыми уплотнениями, под которые еще на заводе закладывается специальная термостойкая смазка, так как нагрев цепи при скоростной езде может быть значительным, более 150°С. Но заводской смазки не хватает надолго и цепи в эксплуатации приходится дополнительно смазывать. Причем смазка должна легко наноситься (аэрозоль), хорошо проникать в зазоры, в том числе и под сальники, выдерживать температуры до 250 °С, ухаживать за материалами сальников цепи и хорошо удерживаться на цепи под действием центробежной силы (должна быть очень липкой).

Смазывать цепь необходимо не реже каждых 1000 км пробега, а в дождливую погоду после каждой поездки. Наносить смазку правильнее всего сразу после передвижения, когда цепь ещё не успела остыть, так как в процессе остужения цепи, смазка лучше заходит в тонкие зазоры сальников и роликов. Количество смазки не должно быть избыточным, на любую, в том числе самую длинную цепь, вполне достаточно 50 мл.

После нанесения смазки цепь не должна выглядеть мокрой. Смазывается нижняя ветка цепи, в направлении сверху, в доступном месте при вывешенном заднем колесе, для того, чтобы легко было его поворачивать. Любые смазки для цепей обладают приблизительно похожими характеристиками и могут в крайних случаях заменять друг друга, но есть и нюансы, определяющие рекомендованную сферу использования.

Полная очистка цепи обычно делается реже, чем смазка. Необходимость очистки определяется внешним видом цепи, не следует дожидаться, пока на цепи нарастет «борода» из старой смазки и грязи.






Средства для фильтров

В мототехнике используются воздушные фильтры самых разнообразных конструкций. Большинство воздушных фильтров сменные бумажные картриджи автомобильного типа, но особо мощные или специальные (кросс, эндуро), а также скутеры оснащаются поролоновыми фильтрами пониженного сопротивления, нуждающимися в специальной пропитке. Пропитка представляет собой особо липкую полимерную субстанцию, которая держится в порах фильтра и весьма эффективно собирает на себя пыль, грязь и препятствует смачиванию водой, что делает фильтр водонепроницаемым. По традиции такая пропитка получила название масла для фильтров, хотя на самом деле, является сверхлипким водоотталкивающим полимером.

Пропитка может иметь окраску, по выцветанию которой и по общему виду фильтра можно сделать вывод о необходимости обслуживания данного фильтра. Загрязненный фильтр промывают сначала в растворе специального очистителя, затем водой и высушивают. После этого используется пропитка. Данная житкость выпускается в аэрозольной форме, поэтому наиболее легка в использовании. Её распыляют на все доступные части фильтрующего элемента и дают высохнуть. Более сильные результаты дает не аэрозольный состав, но использовать её не так удобно. Пропитка, в некотором количестве, наливается в полиэтиленовый пакет, туда же помещается фильтрующий элемент, снятый с каркаса. Фильтрующий элемент в пакете необходимо помять, для равномерного распределения пропитки, затем вынуть и дать стечь избытку состава. После чего фильтр можно устанавливать на место.




Присадки для мототехники

Немецкие маркетологи создали философию «шуттер» для активного продвижения присадок по всему миру. Идея состоит в том, что мотоциклист не откажется сделать своей технике (и себе) приятное за сумму, не превышающую стоимости пачки сигарет. Согласно этой философии были разработаны высокоэффективные присадочные составы в небольшой упаковке за небольшие деньги. Первоначально «шуттеры» предлагались в качестве подарка за более крупную покупку и наглядно показывали, насколько могут быть эффективными присадки. За 2016 год в мире было продано более 200 000 «шуттеров». Помимо «шуттеров», Liqui Moly предлагает полный спектр присадок для мотоциклов, аналогичных по функционалу гамме автомобильных присадок.




Мотокосметика




Спецжидкости и прочие продукты

назад далее