Классификация по SAE J306 для трансмиссионных масел
По классификации SAE масла для трансмиссий разделяются на классы 70W, 75W, 80W, 85W, 80, 85, 90, 140 и 250. Буква W означает, что масла предназначены для эксплуатации в зимнее время или всесезонно. Вязкость масла при низких температурах и при 100°С установлена стандартом SAE J 306. При указанных в таблице минусовых температурах вязкость масел не должна превышать 150 000 сантипуазов (сП). Для масел других классов SAE предельные характеристики вязкости определены при температуре 100°С.
Класс вязкости SAE |
Максимальная температура при вязкости 150 000 cP, °C |
Кинематическая вязкость (cSt), при 100 °C, и малой скорости сдвига |
|
---|---|---|---|
MIN | MAX | ||
70W | -55 | 4,1 | |
75W | -40 | 4,1 | |
80W | -26 | 7,0 | |
85W | -12 | 11,0 | |
80 | 7,0 | ||
85 | 11,0 | >11,0 | |
85 | 11,0 | >13,5 | |
90 | 13,5 | >24,0 | |
140 | 24,0 | >41,0 |
Классификация по API
Классификация масел для трансмиссий и ведущих мостов зависит от условий эксплуатации и конструкции трансмиссии. Указателем класса API для трансмиссионных масел является GL (Gear Lubricant) с нумерацией от 1 до 5. На практике для автомобилей различных типов рекомендуются масла классов GL-1, GL-4 и GL-5.
Категории свойств API
API- Классы |
MIL- Спецификации |
Область применения |
---|---|---|
GL1 | Незначительно нагруженные МКПП | |
GL2 | Индустриальные редукторы | |
GL3 | Нормально нагруженные МКПП | |
GL4 | MIL-L-2105 | Высоко нагруженные МКПП слабо нагруженные гипоидные передачи |
GL5 | MIL-L-2105 B MIL-L-2105 C MIL-L-2105 D |
Высоко нагруженные гипоидные передачи; МКПП, если производитель допускает |
MT-1 | MIL-PRF-2105 E | Несинхронизированные МКПП американских грузовиков |
Общие сведения о трансмиссионных маслах
Трансмиссионные масла в механических трансмиссиях должны обеспечивать: легкость переключения передач, снижение износа, уменьшение коэффициента трения, отвод тепла от трущихся поверхностей, защиту от коррозии, подавление вибрации и удаление продуктов износа и загрязнений.
Трансмиссионные масла работают в более легких условиях, чем моторные, тем не менее, и они испытывают высокие нагрузки. Давление в зонах контакта в цилиндрических, конических, червячных передачах может составлять от 500 до 2 000 МПа, у гипоидных передач — до 4 000 МПа. Рабочая температура масла в агрегатах трансмиссий изменяется в зависимости от температуры окружающего воздуха и может достигать 200°С, а в точках контакта зубьев часто возникает кратковременный местный перегрев до 300°С и выше. В результате возникает повышенный износ, задиры и питтинг (точечное выкрашивание зубьев шестерен). Поэтому основное требование к трансмиссионному маслу - это предотвращение повреждения и снижение износа рабочих поверхностей зубчатых и червячных колес. Для этого в пакет присадок к трансмиссионному маслу в обязательном порядке вводят серу как компонент, снижающий трение.
Другое требование к трансмиссионному маслу - это обеспечение передачи мощности с минимальными потерями, что зависит от коэффициента трения материала зубьев и вязкости масла. В остальном требования к трансмиссионному маслу примерно те же, что и к моторному: широкий температурный интервал.
Треансмиссионные масла в механических трансмиссиях должны обеспечивать: легкость переключения передач, снижение износа, уменьшение коэффициента трения, отвод тепла от трущихся поверхностей, защиту от коррозии, подавление вибрации и удаление продуктов износа и загрязнений.
-
Hochleistung-Getriebeoil 75W-80 GL-3+/GL-4
Современное трансмиссионное масло для высоконагруженных механиче- ских коробок передач и приводов, в которых необходимо применение смазочных материалов класса API GL 3+ (GL 3/4). Высококачественные базовые масла, полученные с приме- нением синтетических технологий, и современный пакет присадок обеспе- чивают оптимальное смазывание всех элементов приводов при самых экс- тремальных условиях эксплуатации и позволяют увеличить интервал смен- ности масла до 320 000 км. Благодаря малой вязкости масла при низких тем- пературах им легко можно заменить часто используемые сезонные масла, применение которых нередко вызы- вает трудности при переключении передач, особенно при низких тем- пературах. Особо рекомендуется для коробок передач ZF с молибденовыми синхронизаторами.
Допуски и соответствия:
API GL 3+ (GL-3/ GL-4)
MB 235.4; AF Iveco
Renault LKW MAN 341 Type E3
MAN 341 Type Z3‘ ZF TE-ML 08
ZF TE-ML 02D Volvo 97305 Eaton Extended
Drain (300 000 км) -
Getriebeoil 75W-80 (GL-5)
Энергосберегающее полусинтетиче- ское трансмиссионное масло, произ- водится из тщательно подобранных базовых масел с использованием многофункциональных присадок. Мо- жет использоваться в любых типах передач - цилиндрических, кониче- ских, гипоидных и червячных - в со- ответствии с классификацией API GL 5. Создавалось специально под МКПП французских и некоторых японских автомобилей.
Допуски и соответствия:
API GL 5
MIL-L-2105C
Citroen
Peugeot
-
Hochleistung-Getriebeoil 75W-90 GL-4+\GL-4/GL-5
Полностью синтетическое трансмис- сионное масло, производится с ис- пользованием современного пакета присадок. Специально предназначено для механических КПП, приводов и дифференциалов с гипоидным заце- плением, где необходимо применение смазочного материала класса API GL 4+. Гарантирована высокая на- дежность смазки при самых высоких нагрузках. Благодаря малой вязкости масла обеспечивается легкое пере- ключение передач при низких темпе- ратурах.
Допуски и соответствия:
API GL4+(GL-4/ GL-5)
Ford ESD
M2C175-A
VW 501.50 (G50)
ZF TE-ML 08 -
Vollsynthetisches Getriebeoil 75W-90 GL-5
Полностью синтетическое моторное масло, предназначенное для высо- конагруженных механических КПП, приводов, редукторов с гипоидным зацеплением, где требуется приме- нение смазочного материала класса API GL 5. Высококачественные синте- тические базовые масла и современ- ный пакет присадок, применяемые при производстве трансмиссионного масла, гарантируют широкий темпе- ратурный диапазон применения и оп- тимальную смазку деталей при самых экстремальных нагрузках.
Допуски и соответствия:
API GL-5
MIL-L 2105 C/D
-
Vollsynthetisches Hypoid Getriebeoil Truck 75W-90 GL-4/GL-5/MT1
Синтетическое гипоидное трансмис- сионное масло высокого давления, предназначенное для применения в механических коробках передач, а также в гипоидных, раздаточных передачах и в механизмах отбора мощности тяжелых грузовиков. Удов- летворяет всем общим требованиям, предъявляемым к смазочным матери- алам для МКПП современной грузо- вой и прочей техники. Синтетические базовые масла обеспечивают отлич- ную вязкостную и температурную стабильность, высокую устойчивость к нагрузкам, снижение износа и впечат- ляющее увеличение ресурса.
Допуски и соответствия:
API GL 4/5/ MT 1
MAN M 3343 Type S, MAN 341 Type E3 MIL-L PRF 2105 E, MB 235.8
ZF TE-ML 02B, 05B, 12B, 16F, 17B, 19C, 21B
Scania STO 1:0 -
Vollsynthetisches Hypoid- Getriebeoil LS 75W-140 GL-5
Полностью синтетическое трансмис- сионное гипоидное масло, специально предназначенное для высоконагру- женных дифференциалов автомоби- лей, в том числе для дифференциалов повышенного трения, благодаря ис- пользованию не только высокоэффек- тивных противоизносных присадок, но специальных присадок, предотвраща- ющих возникновение эффекта «Stick- Slip». Масло полностью соответствует требованиям производителей транс- миссионных агрегатов, в частности BMW.
Допуски и соответствия:
API GL 5 LS
BMW Hinterachsgetriebeoil Ford WSL-M2C 192A
Scania STO 1:0 VME
ZF TE-ML 05D, 12D, 16G, 21D
-
Hypoid-Getriebeoil TDL 75W-90 GL-4/GL-5/MT-1
Полусинтетическое многофункци- ональное трансмиссионное масло универсального применения для большинства типов транспортных средств. Соответствует практически всем требованиям, предъявляемым производителями трансмиссионных агрегатов к маслам такого типа. Масло относится к классификации «TOTAL DRIVE LINE» (TDL - для всех агрегатов трансмиссии) и полностью удовлет- воряет требованиям, предъявляемым к маслам для синхронизированных и несинхронизированных коробок пере- дач, а также для передач с гипоидным зацеплением. Использование дан- ного масла исключает возможность ошибки при выборе правильного типа смазочного материала, что в свою очередь позволяет использовать его в автопарках смешанного типа.
Допуски и соответствия:
APIGL4/GL5/MT1 MIL-L-2105 D, MIL- PRF-2105E
ZF TE-ML 12E, 16B, 17B, 19B
VOLVO97310(Achsen) DAF, SCANIA STO 1:0 MANM3343TypeM EATON -
Getriebeoil 80W GL-4
Высокоэффективное трансмиссионное масло Высокого давления. Изготов- лено из тщательно подобранных ба- зовых масел и многофункциональных присадок. Может использоваться во многих типах передач - цилиндриче- ская, коническая и червячная - в соот- ветствии с классификацией.
Допуски и соответствия:
API GL 4
MAN 341 Type Z1 MAN 341 Type E1 MB-Freigabe 235.1 ZF TE-ML 02B, 17A MIL-L 2105
-
Getriebeoil 85W-90 GL-4
Высокоэффективное трансмиссионное масло высокого давления. Произве- дено из тщательно подобранных ба- зовых масел и многофункциональных присадок. Его можно использовать во многих типах передачи - цилиндриче- ская, коническая и червячная - в соот- ветствии с классификацией.
Допуски и соответствия:
APIGL4
MAN 341Type Z1
MAN 341Type E1
ZF TE-ML 02B, 16A, 17A, 19A MIL-L 2105 -
Hypoid-Getriebeoil 85W-90 GL-5
Высокоэффективное трансмиссионное масло высокого давления. Произведе- но из тщательно подобранных основ- ных масел и многофункциональных присадок. Предназначено для сило- вых и главных передач, в частности для гипоидных передач с особо силь- ной нагрузкой.
Допуски и соответствия:
APIGL-5
MAN 342 Type M1
MB 235.0
MIL-L 2105 D
ZF-TE-ML 05A, 07A, 16C, 17B, 19B, 21A
-
Hypoid-Getriebeoil LS 85W- 90 GL-5
Высокоэффективное трансмиссионное масло для автомобилей с высокона- груженными редукторами. Специ- ально разработано для дифференци- алов повышенного трения. Помимо обычных противоизносных присадок содержит специальные присадки, спо- собные изменять коэффициент тре- ния и предотвращать возникновение эффекта «Stick-Slip», что позволяет функционировать дифференциалу по- вышенного трения в оптимальном ре- жиме. Масло полностью соответствует всем требованиям производителей трансмиссионных агрегатов.
Допуски и соответствия:
APIGL5
MIL-L-2105 D
DAF
Volvo (Achsen, Sperrdifferential) GM B 040 1010
ZF TE-ML 05C, 21C -
Hypoid-Getriebeoil 80W-90 GL-5
Минеральное трансмиссионное вы- сокотемпературное масло с высокой противоокислительной стабильно- стью. Значительно снижает износ под- шипников и шестерен. Специальные присадки предотвращают коррозию и вспенивание масла. Масло имеет ши- рокий спектр применения, например, в редукторах и коробках передач, в которых рекомендовано применение смазочного материала данного класса.
Допуски и соответствия:
APIGL5
ZF TE-ML 05A, 07A, 16B, 17B, 19B, 21A MIL-L 2105 C/D
MAN 342 Type M1
MB 235.0.
-
Hypoid-Getriebeoil TDL 80W-90 GL-4/GL-5/MT-1
Минеральное многофункциональное трансмиссионное масло универсаль- ного применения для большинства типов транспортных средств. Соответ- ствует практически всем требованиям, предъявляемым производителями трансмиссионных агрегатов к маслам такого типа. Масло относится к клас- сификации «TOTAL DRIVE LINE» (TDL - для смазки всех систем трансмиссии) и полностью удовлетворяет требова- ниям, предъявляемым к маслам для синхронизированных и несинхронизи- рованных коробок перемены передач, а также для передач с гипоидным зацеплением. Использование такого типа масла исключает возможность ошибки при выборе смазочного мате- риала, что в свою очередь позволяет использовать его в автопарках со сме- шанным типом транспорта. Благодаря оптимальной вязкости масла обеспе- чивается значительное снижение рас- хода топлива.
Допуски и соответствия:
APIGL4,GL5
API MT-1
MAN 3343 M
ZF TE-ML 02B, 05A, 12E, 16B, 17B, 19B, 21A
MIL-L 2105 D
MIL-LPRF2105E DAF
MB 235.0
Eaton
Scania TO-1, TO-2 Volvo 97310 (Achsen) -
Hypoid-Getriebeoil 85W-140 GL-5
Высокоэффективное трансмиссионное масло. Производится с использова- нием минеральных базовых масел и многофункциональных противоиз- носных присадок. Предназначено для автомобильных трансмиссионных агрегатов, в особенности приводов с гипоидным зацеплением под крайне высокие нагрузки и тяжелые режимы эксплуатации.
Допуски и соответствия:
APIGL5
MIL-L 2105С
ZF-TE-ML 05A, 16D, 21A
ЖИДКОСТИ ДЛЯ АКПП, ГУР И ДРУГИХ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ
История возникновения
Масла для автоматических трансмис- сий, в отличие от обычных трансмис- сионных масел, должны выполнять роль рабочей жидкости в гидроси- стеме управления, а также смазывать и отводить тепло от фрикционных элементов. Эти масла часто назы- вают жидкостями для автоматиче- ских трансмиссий (ATF - Automatic Transmission Fluid). Масла для автома- тической коробки передач использу- ются, в первую очередь, для передачи крутящего момента.
Старейшая спецификация General Motors была выпущена в 1949 году и называлась «Жидкость для автома- тической трансмиссии, тип А». В 1957 году эта спецификация была пере- смотрена и получила дополнительно приложение «А». Проверенные и раз- решенные к применению масла имели обозначение ATF-Type A, AQ Nr. (AQ - Armour Qualification - независимый исследовательский центр, Nr - номер разрешения). Хотя эта специфика- ция в компании General Motors с 1967 года не действует, масла этого типа применяются и сегодня (например, в компании Mercedes-Benz это предпи- санные эксплуатационные материалы для механических коробок передач и других случаев применения согласно листу 236.2). Общее обозначение таких масел: ATF TASA (TASA - тип А, суф- фикс А). В 1967 году компания General Motors перешла на тип В, маркируе- мый как «Dexron». Масла, одобренные General Motors, имеют пятизначный номер (например, B-11499).
В 1973 году компания General Motors заменила спецификацию Dexron B на Dexron II; буква в номере масла была заменена на «D» (например, D-22144). В настоящее время при производстве этих масел для автоматических ко- робок передач отказались от исполь- зования в качестве противоизносной присадки спермацетового масла, получаемого из туш животных - его использование запрещено законом о защите животных. На сегодняшний день в General Motors действительна спецификация Dexron III с разными буквенными индексами и Dexron VI (принципиально новая низковязкая ATF), разработанная для самых совре- менных АКПП мощных автомобилей с учетом требований сокращения расхо- да топлива.
До 1959 года у компании Ford не было собственной ATF-спецификации, и применялась спецификация ATF Type A Suffix A фирмы General Motors. Начиная с 1959 года, в компании Ford действует спецификация M2C33- A/B. Требования этой спецификации время от времени пересматриваются. С 1961 года была введена в действие спецификация M2C33-C/D, а с 1967 года - M2C33-F и, наконец, с 1972 года - M2C33-G. Основное различие меж- ду спецификациями компаний Ford и General Motors заключается в разных фрикционных характеристиках мас- ла. В то время как компания General Motors исходит из требований макси- мальной плавности переключения, Ford ставит на первое место скорость переключения.
С внедрением в 1978 году автомати- ческой коробки передач C-6 вышла новая спецификация M2C138-CJ. Требования к фрикционным характе- ристикам масла в этой спецификации приблизились к требованиям компа- нии General Motors. С 1980 года Ford дал разрешение на долив в транс- миссию масла Dexron II D. В 1981 году компания Ford выпустила коробку пе- редач C-5. Масло согласно специфика- ции M2C138-CJ для этой коробки было не пригодно, и тогда была выпущена новая спецификация - M2C166-H.
В настоящее время, в связи с много- численными различиями в конструк- ции автоматических коробок пере- дач разных компаний, появляются специализированные продукты, так или иначе адаптированные к техниче- ским нововведениям. Такие продукты обозначаются уже не так, как универ- сальный Dexron, а как спецпродукт с соответствующим допуском или фирменным наименованием, напри- мер: Mitsubishi Diamante SP II, Honda ATF Z1, Nissan J и многие другие. Для европейских производителей АКПП базовыми требованиями к трансмис- сионным жидкостям и поныне оста- ются требования стандарта Dexron II. Например, МВ.
С появлением систем электронного управления коробкой передач воз- никли дополнительные требования к жидкости: электронный блок управ- ления коробкой Mercedes Benz из соображений компактности и удобства размещается непосредственно внутри АКПП и находится в постоянном кон- такте с ATF. Кроме того, АКПП, в связи с трудоемкостью ремонта и тонкостя- ми в обслуживании, стали фактически неремонтопригодными, и теперь они часто даже не имеют отверстий для контроля уровня рабочей жидкости - жидкость стала заливаться на весь срок службы АКПП. Особо современ- ные модели АКПП МВ с электронным управлением помимо всего прочего учитывают еще и изменения вязко- сти ATF в зависимости от ее срока службы. Так появились требования по совместимости используемой ATF с материалами, используемыми в производстве электронных блоков управления, и особые требования по долговечности ATF, выраженные в MB Blatt 236.10, 236.12 и новейшие 236.14 и 236.15.
1 АКПП
Масла для автоматических коробок передач (ATF), наряду с тормозными жидкостями и жидкостями для гидро- усилителей руля, являются весьма специфическими продуктами. Дви- гатель автомобиля можно завести и без моторного масла, при этом он еще даже некоторое время проработает. Если же из автоматической коробки передач (АКПП) удалить рабочую жидкость, то она моментально утратит свою работоспособность и станет ни к чему не пригодным набором сложных механизмов. К маслам для ATF предъ- являются более высокие требования по вязкости, антифрикционным, ан- тиокислительным, противоизносным и противопенным свойствам, нежели чем к смазочным материалам для других агрегатов. Поскольку автома- тические коробки передач включают в себя несколько совершенно разных узлов - гидротрансформатор, пла- нетарные механизмы, фрикционы, сложную систему управления - спектр функций масла очень велик: оно смазывает, охлаждает, защищает от коррозии и износа, передает крутя- щий момент и обеспечивает фрикци- онное сцепление. Средняя темпера- тура масла в картере автоматической коробки передач составляет 80-90°С, а в жаркую погоду при городском цикле движения может подниматься до 150 °С.
Все основные служебные свойства ATF в принципе похожи. Различаются они лишь по вязкостным характе- ристикам и коэффициенту трения. Именно эти свойства влияют на применимость ATF в АКПП различных конструкций.
2 Вариаторные коробки передач (CVT)
Принцип изменения передаточного отношения при помощи ременного ва- риатора разработан достаточно давно. Использовался он преимущественно на маломощной технике, такой как, например, скутеры и снегоходы. «Первой ласточкой» в современном европейском автопроме стала фирма Audi, выпустившая вариатор, способ- ный передавать крутящий момент в 250 н/м. Ремень этого вариатора представлял собой многозвенную пластинчатую металлическую цепь. Основная проблема такой конструкции заключалась в том, чтобы передать большую мощность через очень малую поверхность трения, причем заставить все это работать долго и надежно - так же, как и гидравлическую систему управления. Для этого потребовалась специальная жидкость, которую не совсем правильно называть ATF, это жидкость для CVT-трансмиссий.
Японские компании, занимавшиеся разработкой вариаторов, пошли двумя путями: создание ременного вариато- ра, аналогичного европейскому CVT, и тороидального вариатора, который был вообще без ремня и для европей- ских конструкторов представлялся со- вершеннейшею экзотикой. Последний вариант вариатора ныне используется исключительно на внутри японских моделях авто.
На сегодняшний день применяются три основных типа вариаторных коробок передач:
- С тянущей цепью (VAG)
- С толкающим ремнем (Mercedes, японцы и американцы)
- Тороидальный вариатор (внутрия- понский рынок, Nissan)
К началу 2009 года ассортимент жидкостей ATF Liqui Moly значительно изменился и стал охватывать большее количество моделей автомобилей. Появились и долгожданные спецпродукты.
3 Роботизированные коробки передач
Роботизированная коробка передач первого поколения была полуавто- матической. В ней прослеживались черты как механической, так и авто- матической коробок передач. Как и в механической коробке, переключение скоростей осуществлялось водителем. Однако вместо трех педалей, одна из которых обычно выжимается при переключении скоростей в автомо- биле с «механикой», в автомобиле с роботизированной коробкой передач было всего две педали. А роль третьей педали выполняла целая система сенсоров, передатчиков и актуаторов, которые при помощи бортового ком- пьютера выполняли переключение. Именно компьютер синхронизировал работу деталей коробки, причем некоторые электронные системы были способны научиться распознавать стиль вождения водителя и подстраи- ваться под его действия.
Роботизированная коробка передач была разработана европейскими автомобильными компаниями для упрощения управления автомобилем, особенно в сложных условиях город- ской езды в режиме «Stop & Go», т.е. с частыми остановками и стартами. При этом в автомобилях массового произ- водства стандартной комплектации ручка переключения передач находи- лась там же, где и ручка механической коробки. Но вместо перемещения ручки при переключении передач по Ж-образным прорезям, движение ручки осуществлялось только вперед или назад.
Роботизированная коробка передач работает следующим образом. При пе- ремещении рычага переключения ди- апазона передач и нажатии на педаль газа, сенсоры передают информацию в блок управления коробкой, который в свою очередь передает сигнал в коробку передач. Сенсоры коробки передач сообщают в блок управления коробкой (БУ) информацию об измене- нии скорости и необходимости соот- ветствующего переключения передач. БУ синхронизирует информацию, полученную от сенсоров, выбирает оптимальную скорость и время пе- реключения скоростей, обеспечивая слаженную работу механизмов короб- ки передач.
При этом принимается в расчет ско- рость вращения двигателя, работа кондиционера и показатели прибо- ров управления. Центральный БУ управляет гидромеханическим бло- ком, который смыкает или размыкает сцепление. Этот процесс происходит синхронно с действием водителя, перемещающего ручку коробки скоро- стей. Гидромеханический блок состоит из севромотора, который связан с линейным актуатором. Он использует тормозную жидкость из тормозной системы для запуска гидравлического цилиндра, обеспечивающего движе- ние актуатора.
Преимущество системы определяется тем, что электроника реагирует быстрее человека и более точно, поэ- тому сцепление может работать без непосредственного участия водителя. Для парковки автомобиля, обратного движения или нейтрального положе- ния трансмиссии водитель должен предварительно выжать обе педали одновременно, после этого можно выбрать один из трех вариантов.
Сцепление нужно для того, чтобы машина пришла в движение. Для бы- строго переключения скорости на бо- лее высокую необходимо убрать ногу с педали газа, чтобы двигатель сбавил обороты для скорости, подходящей для переключения на следующую ско- рость. Однако для этого необходимо, чтобы рычаг переключения диапазона передач стоял в нужном положении.
Основной недостаток такого типа ко- робок заключается в сильном износе сцепления при движении на «черепашьих» скоростях в городских проб- ках, низкая скорость переключения передач и «задумчивость» коробки.
Масла для роботизированных коробок такого типа - это обычные масла для механической трансмиссии.
Недопустимо «играть» вязкостью масла для «роботов», поскольку возможны нарушения в работе БУ или полная электронная блокировка коробки передач.
4 Преселективная коробка передач
Представляет собой второе поколение роботизированных коробок передач.
Наиболее известный представитель этого вида - DSG (производства Borg- Warner - DSG-6 (мокрые сцепления) и LUK - DSG-7 (сухие сцепления)). Также известны коробки других про- изводителей (например, Getrag) под другими названиями PDK, SST, DCG, PSG, S-tronic. Особенностью данной коробки перемены передач является то, что имеется два отдельных вала для четных и нечетных передач, каждый из которых управляется своим сцеплением. Это позволяет предвари- тельно переключить зубчатые колеса очередной передачи, после чего почти мгновенно переключить сцепления, при этом разрыва крутящего момента не происходит. Данный вид автомати- ческих коробок передач в настоящее время является наиболее совершен- ным с точки зрения экономичности и скорости переключения.
Плюсы и минусы кпп с двойным сцеплением
В принципе, КПП с двойным сцеплени- ем аналогична стандартной механиче- ской: имеет входной и промежуточный валы для размещения шестерен, сце- пление и синхронизаторы. Единствен- ное отличие - это отсутствие педали сцепления, поскольку функцию педали выполняют компьютеры, соленоиды и гидравлика.
Итак:
+ Скорость переключения передач вверх занимает около 8 мс, что обеспечивает автомобилю динамичное ускорение
+ Возможность выбора: водитель может либо самостоятельно осуществлять переключение передач, либо переходить на автоматический режим Повышает эффективность ис- пользования топлива до 10%
+ Большой расчетный ресурс ко- робки - порядка 250 000 км
— Значительное увеличение сто- имости автомобиля. На автомобилях, например, концерна Volkswagen стоимость возрастает примерно на 1 500 евро
— Не ремонтопригодность из-за сложности конструкции. Поэ- тому при серьезных поломках требуется полная замена узла
Условия работы масла в преселек- тивных коробках передач аналогичны работе масла в двигателе мотоцикла с «мокрым» сцеплением. Масло вы- полняет сразу три основные функции: снижение трения и износа в области шестерен, стабилизацию трения в механизме сцепления и теплоотвод от нагретых деталей.
На легковых автомобилях роботизированные коробки передач имеют свое название у каждого из производителей: Quickshift (Renault), 2-tronic (Peugeot), Allshift, Twin Clutch SST, Sporttronic (Mitsubishi), Easytronic (Opel), Durashift EST (Ford), Dualogic (Fiat), MultiMode, SMT (Toyota), i-Shift (Honda), Sensinic или ACS (Saab), SensoDrive или EGS, или BMP (Citroen), Speedgear (Fiat), Selespeed (Alfa Romeo, Fiat), Duo Select (Maserati), Automatic Stickshift, DSG (Volkswagen), Sequentronic (Mercedes-Benz), SMG/ SSG (BMW), S-Tronic (Audi), DCT (Bugatti), PDK (Porsche).
Первым мотоциклом с роботизирован- ной КПП в 2007 году стала Yamaha FJR 1300. Чуть позднее Honda выпустила свой аналог с преселективной короб- кой передач.
МАСЛА ДЛЯ АКПП
-
Doppelkupplungsgetriebe- Oil 8100
Масло для роботизированных коробок передач с двойным сцеплением (DSG). Doppelkupplungsgetriebe 8100 разрабо- тано с учетом всех требований, предъ- являемых к смазочному материалу для коробок передач с двойным сцеплени- ем: быстрое включение/ выключение фрикционных муфт, смазка шестерен и синхронизаторов, оптимальная работа гидравлических сервоприводов.
Допуски и соответствия:
BMW83220440 214/83 22 2 147 477/83 22 2 148 578/83 22 2 148 579/MTF LT-5/ DCTF-1
Chrysler Ford WSS- M2C936-A MB 236.21 PSA 9734.S2
Porsche 999.917.080.00 Volvo 1161838/1161839 VW G 052 182/G 052 529 Mitsubishi MZ320065 Dia- Queen SSTF-I Nissan WSS-M2C 936-A -
Top Tec ATF 1100
Мульти - ATF, обладает вязкостными свойствами стандартного Dexron III и адаптивным пакетом присадок, то есть способна менять коэффициент трения в зависимости от материала трущихся поверхностей и скорости скольже- ния. Таким образом, Top Tec ATF 1100 превышает требования большинства стандартов существующих традици- онных ATF: TASA, Dexron II D, E, III G, H. HC-синтетическая основа позволила увеличить срок службы и улучшить низкотемпературные свойства ATF. Красного цвета.
Допуски и соответствия:
Dexron: II D/II E/III G/III H
ATF TASA (Typ A Suffix A)
ZF TE-ML 04D/TE- ML 14A/TE-ML 17C Caterpillar TO-2 Ford Mercon
MAN 339 Typ V1/339 Typ Z1 MB236.1
Voith H55.6335.XX (G 607)
Allison TES 389/C- 4
ZF TE-ML 02F/TE- ML 03D/TE-ML 09/ TE-ML 11A/TE-ML 11B/TE-ML 14B MB 236.6
Volvo 97341
-
Top Tec ATF 1200
Универсальная жидкость для авто- матических трансмиссий на основе высокоэффективных адаптивных присадок (НС-синтез). Состав масла гарантирует оптимальную стойкость к окислению и адаптацию коэффициен- та трения к условиям использования. Формула Top Tec ATF 1200 обеспечива- ет соответствие требованиям много- численных производителей агрегатов и транспортных средств, в том числе в тяжелых условиях эксплуатации.
Допуски и соответствия:
Dexron III H JASO 1A Caterpillar TO-2
Ford Mercon V
Honda ATF Z1 (кроме CVT) Hyundai SP II/SP III
Kia SP-II/ SP-III
Mazda ATF M-V/ATF
M III Mitsubishi SP-III/SP-II Nissan Matic Fluid/D/J/K Toyota Type T-II/T-IV Allison C-4
Daimler NAG-1
JWS 3309 (Aisin Warner)
LT 71141
ZF TE-ML 02F/TE-ML 03D/TE-ML 04D/TE-ML 05L/TE-ML 09/TE-ML 11A/TE-ML 11B/TE-ML 14A/TE-ML 14B/TE-ML 17C BMWLA 2634/ETL- 7045 E/ETL- 8072 B/LT 71141 Chrysler
ATF +3/+4 MAN 339
Typ V1/339
Typ Z1/339
Typ Z2
MB 236.2/23 6.3/236.5/23PAO 6.6/236.7/23SYNTH 6.9/236.10/2 36.11
Voith H55.6335.XX (G 607) Volvo 97340/97341 VWG052 162/G 055 025/G 052 990
Subaru ATF Allison TES 295 -
Top Tec ATF 1300
Гидравлическая жидкость с адаптив- ным коэффициентом трения, для применения в агрегатах старых по- колений. Гарантируется безупречная работа жидкости в разнообразных агрегатах: автоматической коробке переключения передач и ручной ко- робке переключения передач, руле- вых приводах с сервомеханизмом и дополнительных навесных агрегатах. Отборные базовые масла и комплекс присадок обеспечивают отличную защиту от износа и оптимальную анти- коррозионную защиту.
Допуски и соответствия:
Ford ESW-M2C33F/ESW-M2C33G Volvo: 97330
-
TopTec ATF 1400
НС- синтетическое масло для вариа- торных коробок передач (CVT), авто- мобилей МВ А и В - классов, а также Multitronic Audi с 2003 года, использу- ющих стальную пластинчатую цепь. Спецификации: MB 236.20 и VW G 052 180. В конце 2011 года была изменена формула продукта, после чего полу- чилась универсальная жидкость для CVT-трансмиссий с рекомендациями.
Данный продукт не применим в Hybrid CVT (как у Honda и Ford)
Допуски и соответствия:
Jeep NS-2/CVTF+4 Dodge NS-2/ CVTF+4 GM/Saturn DEX- CVT
Mini Cooper EZL 7/99
Ford CVT23/ CVT30/Mercon C MB 236.20
VW G 052 180/G 052 516
Honda HMMF Mitsubishi CVTF-J1/CVTF-J4 Nissan CVT NS-2 Fluid/CVT NS-3 Fluid
Suzuki TC/NS-2/ CVTGreen1 Toyota TC
Subaru NS-2/ Lineartronic CVTF
PAO SYNTH -
Top Tec ATF 1600
Новейшее нс-синтетическое масло для 7-ступенчатых АКПП МВ 236.14. Может применяться и для более ран- них моделей, согласно допускам МВ 236.10 и 236.12. Обладает высоким ин- дексом вязкости и отличной антиокис- лительной способностью.
Допуски и соответствия:
MB236.14
MB:
236.12
-
Top Tec ATF 1700
Полностью синтетическое масло с высокоэффективными присадками специально для максимальных интер- валов сменности. Обладает высоким индексом вязкости, что обеспечивает одинаково эффективную работу, как при низких, так и при высоких темпера- турах. Максимально снижает износ. Ис- пользуется в АКПП, механизмах подъ- ема оси грузовиков, и в ретардере. Для автоматических КПП «MB» без GKUB (GKUB - регулируемое сцепление для блокировки гидротрансформатора) по допуску 236.81, а также в ГУР. Возможно успешное использование в грузовиках в качестве универсального продукта для АКПП, редукторов и гидравличе- ского масла. Аналог Castrol Transmax Z.
Допуски и соответствия:
Voith 55.6336.XX (G 1363 alt)
Allison C-4
ZF:TE-ML 02F/TE-ML 03D/TE-ML 04D/ TE-ML 14C/TE-ML 16M/TE-ML 17C/TE- ML 20C
MAN 339 Typ V2/339 Typ Z3
MB 236.81 -
Top Tec ATF 1800
Маловязкая трансмиссионная жид- кость для самых современных поко- лений автоматических трансмиссий транспортных средств, которые требу- ют определенных спецификаций.
В настоящее время эта ATF 1800 выпускается в двух вариантах цвета: желтый и красный.
Допуски и соответствия:
Dexron VI
Ford Mercon LV Aisin Warner AW-1 Land Rover TYK 500050
BMW 83 22 0 142 516/83 22 2 152 426/M-1375.4/83 22 2 289 720
Fiat 9.555550-AV5 VW G 055 005/G 055 540/G 060 162 Hyundai SP IV Mazda ATF FZ Nissan AT-Matic S Fluid
Toyota Type WS
-
Тор Тес ATF 1900
HC-синтетическая жидкость для ав- томатических трансмиссий легковых автомобилей со специальным паке- том присадок, отвечающая специ- альным требованиям Mercedes-Benz для новейших и перспективных многоступенчатых автоматических трансмиссий.
Окрашивается в голубой цвет.
Допуски и соответствия:
MB 236.15
-
ATF III HC
Специальная нс-синтетическая жид- кость для АКПП японских и корейских автопроизводителей, для частично блокируемого гидротрансформатора, но без адаптации по коэффициенту трения. Может быть красного цвета или бесцветной.
Допуски и соответствия:
JASO M315-1A ISUZU BESCO ATF-II/ATF-III
GM Daewoo Daihatsu Alumix ATF Multi
Hyundai SP II/SP III Kia SP-II/SP-III Mazda ATF M III/ ATF D-III Mitsubishi SP-III/ SP-II
PAO SYNTH
Nissan AT-Matic
D Fluid/AT-Matic
J Fluid/AT-Matic C Fluid
Suzuki ATF Oil/ATF Oil Special
Toyota Type T-II/ Type T-III/Type T-IV/Type T/Type D-2
Subaru ATF
ЖИДКОСТИ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ
Специальные гидравлические жидко- сти, предназначенные для основных и вспомогательных гидросистем автомо- билей, таких как гидроусилитель руля (ГУР), система поддержания клиренса (дорожного просвета), амортизаторов, механизма складывания тента, система подъема кабины грузовика и т.п. систем. В 2017 году эти жидкости должны рас- фасовываться в специальные литровые канистры прямоугольного сечения, как и ранее, с вытяжной горловиной.
-
Ladebordwand-Oil
Минеральная жидкость для гидробор- тов и подъемных платформ грузовых автомобилей, требующих применения жидкости соответствующего класса вязкости.
-
Lenkgetriebe-Oil 3100
Минеральная маловязкая транс- миссионная жидкость для самых по- следних поколений автоматических трансмиссий транспортных средств, которые требуют определенных спец- ификаций. В настоящее время эта ATF выпускается в двух вариантах цвета: желтый и красный.
Допуски и соответствия:
Dexron VI
Ford Mercon LV Aisin Warner AW-1 Land Rover TYK 500050 BMW83220142 516/83 22 2 152 426/M-1375.4/83 222289720
Fiat 9.555550-AV5 VW G 055 005/G 055 540/G 060 162 Hyundai SP IV Mazda ATF FZ Nissan AT-Matic S Fluid
Toyota Type WS
-
Zentralhydraulik-Oil
Синтетическая гидравлическая жидкость, предназначенная для уни- версального применения, в гидрав- лических системах автомобилей, тре- бующих применения синтетической гидравлической жидкости, соответ- ствующей спецификации.
Допуски и соответствия:
MAN M 3289 BMW81229407 758
Fiat 9.55550-AG3 Ford WSS- M2C204-A
MB 345.0
VW TL 52146 (G002
000 / G004000) ZF-TE ML 02K Opel 1940 766 -
Zentralhydraulik-Oil 2200
Полусинтетическая гидравлическая жидкость, созданная специально для транспортных средств Mercedes-Benz типов 203.2 и 210 с общим насосом для ГУР и активной регулировки высоты подвески.
Допуски и соответствия:
MB 344.0
-
Zentralhydraulik-Oil 2300
Для гидравлических систем легковых автомобилей Mercedes-Benz, таких как регулирование уровня кузова, гидроп- невматическая подвеска и гидравли- ческие устройства ASD, 4Matic и меха- низма подъема верха кабриолетов.
Допуски и соответствия:
MB 343.0
-
Zentralhydraulik-Oil 2400
Для гидропневматических подвесок и усилителей рулевого управления легковых автомобилей Citroen преды- дущих поколений. Кроме того жидко- сти данной спецификации могут быть востребованы в качестве тормозной жидкости для некоторых видов внедо- рожной, сельскохозяйственной и мо- тоциклетной техники. Имеет зеленый цвет.
Допуски и соответствия:
Dexron VI
Ford Mercon LV Aisin Warner AW-1 Land Rover TYK 500050 BMW83220142 516/83 22 2 152 426/M-1375.4/83 222289720
Fiat 9.555550-AV5 VW G 055 005/G 055 540/G 060 162 Hyundai SP IV Mazda ATF FZ Nissan AT-Matic S Fluid
Toyota Type WS
-
Zentralhydraulik-Oil 2500
Синтетическая гидравлическая жидкость с безцинковым пакетом присадок. Обладает отличными вяз- костно-температурными характери- стиками, защитой от износа, снижает трение. Специальные присадки пода- вляют пенообразование, оптимально защищают масло от преждевремен- ного старения. Для использования в центральных системах гидравлики, таких как рулевой привод с сервоме- ханизмом „HYDRActive 3“ , регулиро- вание уровня, гидравлический усили- тель тормозов и гидропневматическая подвеска. Для систем рулевого управ- ления всех легковых автомобилей Peugeot, Citroën (PSA) S 71 2710 LDS, Ssang Yong. Имеет оранжевый цвет и отменные низкотемпературные харак- теристики.
Допуски и соответствия:
MAN M 3289 BMW81229407 758
Fiat 9.55550-AG3 Ford WSS- M2C204-A
MB 345.0
VW TL 52146 (G002
000 / G004000) ZF-TE ML 02K Opel 1940 766